Содержание:

Пару слов от создателя статьи

Мне легко говорить о том, кто такой коммерческий автор. Два года как я пишу для разных блогов и могу рассказать о профессии многое, если не все. Не претендую на истину в последней инстанции, но в первой – точно. Поехали.

Чем занимается коммерческий автор

Для одной из статей я разработал ментальную карту видов контента:

Все богатство контента в одной ментальной карте
Все богатство контента в одной ментальной карте

Коммерческий писатель пишет все, что входит в ветку «Текстовый контент» и часто занимается тем, что входит в другие ветки. Проще говоря, этот специалист создает информационные тексты:

  • Статьи.
  • Электронные книги (white paper).
  • Интервью.
  • Рецензии.
  • Кейсы.
  • Нарративы.
  • Ньюсджекинг.
  • Тексты для электронных рассылок.
  • Посты в социальных сетях.

Часто приходится работать над созданием нестандартного контента. Я, например, делал генераторы названий для статей, тесты и даже писал стихотворения про интернет-маркетинг.

Не путать с копирайтерами!

Часто таких специалистов (и они сами себя) называют копирайтерами, но если строго подходить к вопросу, копирайтеры пишут рекламные и продающие тексты.

Это вовсе не значит превосходство одних над другими. Вот так метко об этом сказал мой коллега, Дмитрий Дементий, в своем посте:

Все профессии важны, все профессии нужны!
Все профессии важны, все профессии нужны!

Коммерческий автор и тексты

Написание статьи состоит из нескольких этапов. Я вкратце расскажу о каждом из них, потому что именно здесь отражена суть работы коммерческого писателя.

Поиск и утверждение темы

Коммерческое писательство подчинено интересам целевой аудитории. Выбирайте востребованные темы и не бойтесь написать хуже, чем остальные. Пусть сейчас в интернете много качественного контента, принцип «небоскреба» еще никто не отменял. Изучите материалы конкурентов и напишите текст, где будет все, что есть у них, и немного больше.

Сбор материалов. Фактура и экспертиза

Запрашивайте данные у клиента (брифование или интервью – лучший способ получить желаемое) и ищите информацию в сети (сайты, форумы, чаты, документы). Лучше всего, когда информация получена из обоих источников: клиент что-то может недосказать, а поиском вы добудете сведения, которые не соответствуют или не полностью соответствуют реальной картине.

Проверяйте факты!

Проводите фактчекинг по всему тексту: любые ссылки на исследования должны быть ссылками на первоисточник, а не сайт, который их перепечатал в десятый раз. Все, что может показаться читателю спорным, покажется спорным. Если вы это не обоснуете, будьте готовы к обвинениям в отсебятине, передергивании фактов или откровенной лжи. Как результат – потеря доверия аудитории и читателей.

В статье «Эффект Google: стали ли мы глупее из-за технологий?» приводится ссылка на источник. При переходе на него вы можете увидеть ссылку на первоисточник
В статье «Эффект Google: стали ли мы глупее из-за технологий?» приводится ссылка на источник. При переходе на него вы можете увидеть ссылку на первоисточник

Собирайте экспертные мнения!

Эксперты делают вашу статью ценным материалом, а не просто набором авторских мыслей. Здесь кроется опасность – если брать мнение, то не у одного эксперта, потому что оно может оказаться неполным, очень субъективным или вообще ложным. Чем больше экспертов (в разумных пределах, разумеется), тем лучше:

три эксперта, три разных, равноценных мнения экспертов о нейминге для компаний
три эксперта, три разных, равноценных мнения экспертов о нейминге для компаний

Написание

Компонуем в единый текст собранные мысли, идеи, данные, экспертные мнения и все, что вы решили включить. Вы пишете блоки текста, не забывая делить их на абзацы, расставлять заголовки и перемежать текстовые блоки с иллюстрациями (фотографиями, рисунками, графиками), таблицами и видео.

Об этом подробнее:

  1. Иллюстрации. Да, вы – коммерческий писатель, а не иллюстратор. Тем не менее, нужно учиться находить качественные (в нормальном разрешении), уникальные (не первые же фото со стоков) и релевантные (котятки – это хорошо даже в маркетинговой статье, если они там к месту) изображения.
Пример иллюстрации курса «Коммерческий автор» от TeachLine
Пример иллюстрации курса «Коммерческий автор» от TeachLine

Вот как может выглядеть фотография в статье:

Моя книжная полка книг по копирайтингу. Фото делалось на не самый плохой цифровой аппарат
Моя книжная полка книг по копирайтингу. Фото делалось на не самый плохой цифровой аппарат
  1. Таблицы. Размещенные в них данные наглядны:
В табличной форме информация воспринимается лучше, чем если ее как множество маркированных или нумерованных списков
В табличной форме информация воспринимается лучше, чем если ее как множество маркированных или нумерованных списков
  1. Видео. Просто так взять код с YouTube и вставить его в тело статьи – плохо. У видео должен быть окружающий его текст, который пояснит, что вы сейчас будете смотреть:
Фрагмент статьи «Развивающие мультфильмы для взрослых». Текст описывает, что будет в видео
Фрагмент статьи «Развивающие мультфильмы для взрослых». Текст описывает, что будет в видео

«Тюнинг»

Название условное, но хорошо отражает. В написанном материале вы должны прописать

  1. Мета-теги: заголовок статьи (Title), название (H1) и описание (Description) статьи.
  2. Заголовки (Title) и описания для изображений (Alt). Сделайте их, и изображения из вашего материала попадут в «картиночные» сервисы «Яндекса» и Google.
  3. Ссылки. Лучше, чем Максим Ильяхов, пока никто не написал, как ставить ссылки.
  4. Врезки в статье. Цитаты или ключевые смысловые моменты должны отличаться от остального текста:
Врезка-цитата из статьи «Десять принципов креативности для любого человека»
Врезка-цитата из статьи «Десять принципов креативности для любого человека»
  1. Анонс (как внешняя подводка) и лид-абзац (внутренняя подводка). Они в значительной степени (порой ТОЛЬКО они) определяют, станет ли человек читать ваш материал или перейдет ли он по ссылке.

Сдача на редактирование

Я вижу идеальную схему так:

Редактор проверяет статью → отдает материал на правки → вы переделываете и сдаете повторно → редактор проверяет. Если все хорошо → статья идет в публикацию. Если нет то…

Будут правки!

Текст моего поста проиллюстрирует суть раздела:

неизменный цикл проверки текстов
неизменный цикл проверки текстов

Здесь остановимся подробнее.

Автор и редактор

В идеальном, или нормальном мире, они работают сообща. В неидеальном, а часто в реальном – воюют.

Я скажу так: без грамотного редактирования ваши статьи слабее в любом случае. Редактор сглаживает шероховатости, добавляет смыслы, убирает лишнее.

Редактор – это человек, который в известной мере учит писателя, воспитывает его... В наше время обязанность редактора – помогать начинающему писателю – особенно ясна... Не говоря о том, что редактор должен знать больше писателя, он должен непрерывно учиться своему делу.

М. Горький

Часто он может проехаться по вашему самолюбию и снести корону вместе с головой. Это метафора, но лишь отчасти. Бывает, что после интенсивной работы получается два негативных результата:

  1. Статья не написана, потому что автор устал от правок и бросил ее доработку.
  2. Статья написана, но редактор устал ее править и не получать нужный эффект. Статья не опубликована.

Да, еще один исход: статья написана и опубликована, но автор с редактором решили не продолжать сотрудничество. Да, бывает и такое.

Когда я думаю о смерти, то самое приятное – думать, что уже никакие редактора не будут тебе досаждать, не потребуются переделки и не нужно будет записывать какую-то чепуху, которую они тебе говорят, и не нужно дописывать. Что же касается будущих моих редакторов, «полного», то черт с ними, так им и надо.

Иванов Вс. Переписка с А. М. Горьким; Из дневников и записных книжек

О многом нужно договариваться «на берегу»: о теме материала, его плане, сроках подготовки и дедлайнах, об оплате. По личному опыту скажу, что человеческий фактор – чуть ли не самое важное в работе этих двух людей. Будь они трижды специалистами, но если нет нормального человеческого отношения, начнутся срывы, ссоры из-за любых правок с предсказуемым финалом.

Автор и клиент

Привожу мнение своей коллеги, Виктории Кучиновой:

Допустим, с редактором все сложилось. Даже если ваш текст идеально написан и вычитан, это еще не все. Осталось победить Большого Босса, то есть, конечно, понравиться главному человеку – Клиенту. Тому, для которого и пишется текст.

Тут надо понимать две вещи:

  1. Клиент вам не враг. У него нет задачи раскритиковать, обмануть, не принять текст. Если ему не нравится, значит, вы не решили его задачу и не помогли его бизнесу. Как правило, таких задач немного: продать товар, заявить о себе, выделиться среди полчищ конкурентов.
  2. Клиент часто не разбирается в маркетинге, продажах и уж точно – в написании текстов. У автора знаний априори больше, а значит, нужно использовать их по полной. Не писать просто потому, что пишется, не упиваться красивым слогом, а решать задачи бизнеса. Словом, смотрите пункт 1.
  3. Чтобы правильно понять задачу и наладить с клиентом долгосрочное сотрудничество – пишите бриф, созванивайтесь и списывайтесь. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы! Так вы точно поймете, что от вас требуется.

Я согласен на 100 %. Переходим к самому животрепещущему…

Гонорар

Крупные агентства и многие клиенты выплачивают гонорары, исходя из ценности конкретной единицы контента, а не из расчета цены за тысячу знаков без пробелов (чаще всего я встречал вилку от 100 до 300 рублей за 1000 ЗБП).

Первый подход, считаю, намного умнее второго. Смотрите: небольшая заметка может обеспечить массовое обсуждение и неимоверное количество репостов, а серьезный аналитический материал покажет куда более скромные показатели:

Всех живо волнует будущее Facebook
Всех живо волнует будущее Facebook

А вот тут очень слабый читательский отклик:

Выходит, мало кому интересна реклама в YouTube, пусть и нативная…
Выходит, мало кому интересна реклама в YouTube, пусть и нативная…

Как стать коммерческим автором

Вижу два способа:

  1. Практический. Вы устраиваетесь автором блога в агентство или берете удаленные заказы на написание статей. Обучение идет на лету, вы получаете деньги за свою работу. Недостаток только один, но он критический: если не будет хватать знаний, очень скоро объемы заказов, гонорары и доверие к вам упадут до нуля.

Отсюда второй способ:

  1. Теоретический. Читаете профильную литературу и ищете нужную информацию в интернете, а при желании учиться системно – записываетесь на курсы.

Только!

  • убедитесь, что курс ведут практики, которые любые свои слова могут обосновать на примерах;
  • посещайте все занятия и постоянно задавайте вопросы преподавателям. В противном случае, научитесь минимуму;
  • выполняйте домашние задания (если их в принципе нет, смело говорим «до свидания» такой учебе) качественно и вовремя. В противном случае, не научитесь ничему;
  • используйте усвоенные знания на практике как можно быстрее.

Успех в профессии = ваше личное стремление + полученные знания и…

Секретное оружие коммерческого автора

Прочитайте цитату:

«Главное качество хорошего автора – крепкая задница», как говорил мой преподаватель в Литинституте.

Денис Савельев, генеральный директор TexTerra

Вы ведь все поняли, не правда ли? Действуйте!