Содержание:

Все знают, что творческий процесс не может включаться и выключаться по щелчку. Пока муза не посетит творца, он будет пребывать в смиренном ожидании. Фантазия сама начинает работать тогда, когда создаются подходящие условия... Но если так, получается, мы можем сами создать эти условия и запустить процесс творчества? Например, с помощью метода фокальных объектов.

Что такое метод фокальных объектов?

Это способ активизировать творческое мышление, часто применяющийся в набирающей популярность теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Метод фокальных объектов (или МФО) позволяет взглянуть на проблему с неожиданной стороны и сдвинуть процесс решения задачи с мёртвой точки.

Любой изобретатель или творец рано или поздно сталкивается с тем, что замыленный глаз не видит путей для дальнейшего движения. Кажется, что все варианты уже перепробованы, и сделать ничего не получается. Вот именно в этой точке и стоит взять на вооружение МФО.

Суть метода фокальных объектов заключается в ассоциативном поиске и эвристических свойствах случайности. Эдвард де Боно, специалист в области латерального мышления, очень точно охарактеризовал метод фокальных объектов как технологию «случайного слова». Чтобы было понятнее, давайте разберём поэтапно схему работы с МФО, а также приведём примеры.

Применение метода поэтапно

Всего есть шесть этапов МФО:

  1. Выбор фокального объекта – объекта усовершенствования, центральной фигуры решаемой задачи.
  2. Выбор случайных объектов, через призму свойств которых будет рассматриваться фокальный объект. Это могут быть несколько существительных – понятий из разных тематик, областей, не относящихся к тематике изучаемого вопроса.
  3. Выделение основных свойств каждого из случайных объектов.
  4. Присоединение свойство случайных объектов к фокальной фигуре.
  5. Развитие ассоциаций из полученных сочетаний, поиск смысла в этих словосочетаниях.
  6. Оценка эффективности каждого из полученных сочетаний, отсеивание слабых и неудачных.

Приведём пример применения метода фокальных объектов. Предположим, что нужно найти новые пути для развития бренда детской одежды. Фокальным объектом будет детская одежда. Случайными объектами, например, дождь, лисица, лето, гаджет. Охарактеризуем каждое из случайных слов. Дождь – мокрый, холодный, серый. Лисица – хитрая, пушистая, забавная. Лето – жаркое, яркое, комфортное. Гаджет – новый, интересный, крутой. Соединив с каждой из характеристик слова «детская одежда» и отсеяв слабые варианты, получим характеристики, которые можно использовать для описания конкурентных преимуществ: непромокаемая (защищает от осадков, можно гулять даже в дождь, прыгать по лужам), забавная (детям нравится её надевать и носить), яркая (видно издалека, родителям не нужно долго выискивать ребёнка на площадке), комфортная (в ней удобно гулять, она не мешает движениям), новая (сшитая по новой технологии, с использованием современных материалов).

Да, это очевидные свойства, до которых можно было дойти и без применения метода. Но на пути к этим очевидным решениям стояли утомление, привычка, концентрация на других характеристиках и личные вкусы конкретного человека.

Кстати, чтобы добиться максимального эффекта, мы рекомендуем практиковать метод Сильва перед мозговым штурмом. Он помогает расслабиться и погрузиться в альфа-состояние, максимально свободное от посторонних мыслей.

Где применяется метод фокальных объектов?

Создание новых идей методом фокальных объектов практикуется в разных областях деятельности человека. Чаще всего с помощью этого метода решаются необычные проблемы, задачи, связанные с инновациями. Он помогает придумывать броские заголовки, рекламу товаров, придумывать новый дизайн.

Изначально, как часть ТРИЗ, он применялся для решения исследовательских задач и помогал придумывать направления модернизации разных товаров и приборов, улучшения их характеристик. И сейчас эта методика помогает расширять ассортимент, подстраивая его под нужды потребителя. Далеко не всегда производителю известны пожелания покупателей и возможности собственного продукта.

Где ещё можно применять МФО?

Применение метода фокальных объектов не ограничивается перечисленными областями, хотя чаще всего встречается именно там.

Но не менее важно то, что его можно использовать в педагогике. Скорее всего, именно в задачах для дошкольников каждый из нас впервые и сталкивается с МФО, но не знает ещё, как этот приём охарактеризовать. Для детей создаются разные игры, где нужно придумать новые предметы, животных, соединяя известные им свойства разных объектов. Для усложнения задачи детям предлагают развить историю и придумать, где живёт или используется предмет обсуждения, что ест, чем полезен и т. д.

Если муза вас не посещает, а ожидание её длится слишком долго, возьмите дело в свои руки и запустите творческий процесс самостоятельно. Используя метод фокальных объектов, можно стереть все ограничения, накладываемые на мышление нашими индивидуальными предпочтениями, волнующими проблемами и вкусами, и перейти в режим чистого креатива.