Facebook Pixel
Курсы Отзывы info@teachline.ru
Курсы
info@teachline.ru +7 (495) 118-39-56
9:00 - 18:00 пн-пт
Войдите
в личный кабинет
30 ноября 2020
Непрерывное образование

ТРИЗ: что это такое и где можно применить?

Описание картинки Учебный центр TeachLine
lexxis.ru

Хотите узнать почти совершенную технику, которая поможет вам легко справляться с поставленными задачами, даже самыми креативными? Технику, которую с успехом используют американские и корейские коучи, но которая, является наследием советских ученых и изобретателей. А если без регистрации и смс? Всего 5 минут чтения.

Создатель теории считал — для того, чтобы стать гением, не нужно быть креативным и изобретательным. Нужно всего лишь уметь задавать правильные вопросы и действовать по алгоритму.

История создания ТРИЗ.

История создания ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) непростая и местами очень грустная.

Ее основоположником является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Будущий ученый родился в 1926 году в Баку и с детства отличался неуемным любопытством.

Еще в школе мальчик создал катер с химическим двигателем. Вместо привычного нам бензина или солярки катер мог работать на воде: в карбид заливали воду, начиналась химическая реакция, выделялся газ. Достаточно одной искры, газ воспламеняется и катер несется на реактивной тяге. Альтшуллер даже назначил испытания изобретения, но к счастью, человека, отважившигося на нем прокатится, почти сразу выкинуло за борт. Катер стремительно пересек пруд и взорвался на другом берегу. Юного изобретателя это не остановило. Следующим, уже удачным, изобретением стал аппарат для погружения под воду. За это школьник получил свое первое авторское свидетельство.

Потом была армия и способного юношу сразу отправили в патентный отдел. Там ему нужно было не только изобретать самому, но и научить этому других. Альтшуллер подошел к проблеме серьезно, и чтобы понять, как же происходит созидательный процесс, изучил историю всех доступных изобретений. Он провел анализ и нашел то самое, что отличает хорошее изобретение от плохого. Поняв принцип созидания Альтшуллер вместе с коллегой решает написать письмо Сталину — фатальная ошибка. Ученые писали письмо больше полугода, нет, они не осторожничали. Они написали подробный отчет о проблемах изобретательства в нашей стране и дали конкретные инструкции. За что получили не признание и награду, а 25 лет лагерей.

ТРИЗ — единственное, что спасло Генриха Альтшуллера от неминуемой смерти. Он успешно применял теорию на практике.

Главный принцип ТРИЗ можно сформулировать следующим образом: для решения проблемы правильно поставьте задачу и найдите противоречие, которое мешает ее устранить.

Пример: в лагере, где сидел Альтшуллер, за провинность заключенных наказывали изощренной пыткой — лишали сна. Ночью человека приводили в ярко-освещенную камеру, сажали на стул лицом к двери и следили за ним в смотровое окошко. Засыпать нельзя, только сидеть и смотреть на дверь. Генрих Саулович сформулировал задачу: надо незаметно заснуть. И главное противоречие — спят с закрытыми глазами, но закрывать их нельзя, иначе последует наказание. Решение — нужно сделать вид, что глаза открыты. Изобретатель нарисовал на двух маленьких листочках угольком глаза. И когда надзиратель отворачивался, он их клал на веки и дремал. Вы тоже сейчас вспомнили про Джека Воробья?

В 1954 году Альтшуллера реабилитировали, через 2 года он опубликовал в журнале статью об основах ТРИЗ. Однако и после этого научный мир не покорился изобретателю. На работу его брали неохотно, несмотря на то, что он выигрывал всевозможные конкурсы и предлагал уникальные идеи.

Тогда на свет появился писатель-фантаст Генрих Альтов. Но ТРИЗ не была позабыта, 10 лет Альтшуллер писал письма в Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей о необходимости внедрения его метода. И только в 1970 году настойчивому изобретателю решили дать шанс. Были открыты Лаборатории Изобретательства под руководством Альтшуллера. Так появилось движение поклонников ТРИЗ, которое в 90-е вырвалось за рамки постсоветского пространства и снискало признание у западного общества.

Как использовать ТРИЗ в повседневной жизни и при решении творческих задач?

Задачи можно решать эффективнее с помощью методики ТРИЗ.
Задачи можно решать эффективнее с помощью методики ТРИЗ в маркетинге и бизнесе.

ТРИЗ подходит не только для изобретателей и ученых. В повседневной жизни мы сталкиваемся с массой задач, которые требуют креативного решения. Альтшуллер разработал универсальный алгоритм, который подходит буквально для всего:

  1. Выбор задачи.
  2. Построение модели задачи.
  3. Анализ модели задачи.
  4. Формулирование ИКР (идеального конечного результата).
  5. Выявление противоречий.
  6. Разрешение противоречий.
  7. Развитие полученного ответа.
  8. Анализ хода решения.
  9. Выводы.

Разберем эту схему на примере из истории, который приведен на сайте школы ТРИЗ.

В 9 веке во Франции трон занял молодой король Карл Великий. Великим он стал конечно же не сразу. Но его подданные в нем не сомневались. Итак, короля должны были короновать. По традиции это делает Папа Римский. Молодому амбициозному Карлу очень не хотелось, чтобы Папа выказывал свое превосходство и возлагал на него корону. Но таков ритуал. Что делать? Как пройти процедуру коронации и показать, кто тут главный? Карл не зря оказался Великим, он не стал выбирать компромисс и соглашаться на условия Папы. Во время возложения на высокопреосвещенную голову венценосного символа его сиятельство Карл, выхватил у Папы корону и сам ее водрузил на голову. Так Карл Великий разрешил противоречие: он короновался согласно традиции, но при этом фактически сам назначил себя королем. Кажется, он знал, что такое ТРИЗ.

Как и любое другое движение ТРИЗ имеет последователей и неприятелей. Но зачем так яростно отметать то, что может помочь?

ТРИЗ активно используют не только изобретатели. Маркетологи и бизнесмены нашли, как можно применить алгоритм для решения своих задач. Попробуйте и вы. В сети довольно много наглядных примеров и литературы. Есть даже книги о ТРИЗ в маркетинге и рекламе. Например, Станислав Горобченко «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе. Курс для маркетологов и управленцев», Антон Кожемяко «ТРИЗ. Решение бизнес-задач» и пособие самого Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ».

А как вы решаете сложные задачи? Основываясь на прошлом опыте, перебираете варианты, ищите компромисс или действуете по заданному алгоритму?

Расскажите об этом:
Автор: Инна Шклярова
Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий и новостей
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Подпишись на рассылку
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо! Мы свяжемся с вами в течение трех рабочих дней.
Спасибо за подписку!