Образование
длиною в жизнь
22 Августа 2018
Непрерывное образование

Непрерывное образование: что это и откуда оно взялось

О чем речь

Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор не существует. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира. Можно сказать, что это способ существования в условиях новой экономики знаний, в которой талант важнее, чем деньги. Можно сказать, что это философская концепция эпохи постмодерна, близкая к когнитивизму и конструктивизму.

Можно сказать, что это единственный способ существования в современном мире.

В этой статье мы попытаемся разобраться в истории понятия и дать ему определение.

Три вида образования

Педагогика

Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Возможно, не он сам, а утвержденный учебный план, но мнения ученика в этом вопросе никто точно не спрашивает.

Задача ученика – усвоить полученные знания и убедить учителя, что он действительно это сделал.

Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы.

Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.

Но в XXI веке педагогика перестала работать. Мир меняется так быстро, что современным людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.

Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.

Андрагогика

В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея была в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.

Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.

Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь.

Следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Традиционный педагогический метод с лекциями, экзаменами и двойками оказался эффективнее.

Эвтагогика

В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования, мир начал меняться так быстро, что появилась необходимость постоянно улучшать свои знания.

При этом образование через интернет стало таким доступным, что идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции, придумали и новый термин – эвтагогика.

Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос. Студент начинает учиться не потому, что хочет получить диплом, а потому, что у него возникает вопрос, проблема, которую не решить без получения новых знаний.

Эвтагогика и непрерывное образование

Эвтагогика – это метод непрерывного образования. В современном мире люди учатся, потому что этого требует среда.

Если ваша жизнь и профессия требуют непрерывного образования, то вы, скорее всего, будете учиться самостоятельно и через интернет.

При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам.

Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы.

Сложности непрерывного образования

У непрерывного самостоятельного образования есть 4 основных проблемы.

  • Ответственность. Об этом мы уже говорили. От ученика требуется умение учиться, самостоятельно себя мотивировать, выполнять огромный объем самостоятельной работы, контролировать свои знания, строить эффективную программу получения знаний.
  • Практическое применение. При самостоятельном обучении у учеников часто возникает иллюзия собственной компетентности. Им кажется, что они овладели навыками и могут их применить, но на практике оказывается, что это не так. Более того, человек, который учится самостоятельно, должен уметь применять свои знания и в новых, незнакомых ситуациях, в условиях постоянно меняющегося мира.
  • Общение. Самостоятельное обучение не учит командной работе. Кроме того, ученики не могут сравнивать себя с другими и оценивать свой уровень на их фоне. Это приводит либо к неадекватно высокой, либо к неадекватно низкой самооценке.
  • Этика. Это уже вопрос из области философии. Мы можем сказать про себя: я такого-то пола, я такой-то национальности, у меня такая-то профессия. Эти определения – часть нашей личности. Человек, занимающийся непрерывным образованием, может сказать о себе: я учусь. Это накладывает на него обязательства учиться постоянно и в любых обстоятельствах, совершенствовать свой жизненный опыт, учиться гуманистическому восприятию мира, высшим моральным ценностям и все такое. С другой стороны, не обязательно принимать концепцию так уж прямо близко к сердцу. Можно остановиться на непрерывном профессиональном обучении.

Вместо заключения

Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Сейчас человеку нужно постоянно учиться просто для того, чтобы не потерять свою квалификацию. Но никто не говорил, что это легко.

Источники:

«Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning»

Расскажите об этом:
Автор: Елена Лукашина
Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий и новостей
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо за подписку!