Если вам кажется, что творческие люди только и делают, что ждут вдохновения – вам кажется. Порой новые идеи рождаются не по мановению волшебной палочки, а в результате конкретных действий.
Какие мы знаем приемы креативности? Мозговой штурм, метод ассоциаций и… да и все, пожалуй. Сегодня рассмотрим другие работающие техники, которыми можно пользоваться уже сейчас. Это будет полезно людям творческих профессий, интернет-маркетологам, пиарщикам, предпринимателям и всем, кто хочет научиться генерировать идеи.
1. Фрирайтинг
Фрирайтинг («свободное писательство») – метод, крепко завязанный на нашем подсознании. Суть его проста: автор садится, выбирает тему и начинает писать все, что придет в голову. Даже если это кажется ересью и полным бредом. Даже если сказать-то особо нечего. Главное – слушать свои мысли и не останавливаться. Нащупали необычную мысль – развивайте ее, бегите за ней, как собака за дичью.
Смысл методики
Во-первых, избавиться от страха творческого вакуума: не нужно ничего специально придумывать, садись да пиши. Во-вторых, перестать себя контролировать, дать мозгу свободу, расширить мышление. И в третьих, проникнуть в свое подсознание, зачерпнуть полные пригоршни ассоциаций и потаенных мыслей, которые еще пригодятся в работе.
Как использовать?
Садиться и писать. Перечитывать. Выделять самое важное и вдохновляться этим.
На реальном примере
Мой коллега Алексей Александров создал паблик «Рассказы-пятисловья». Подписчики присылают ему произвольные пять слов, на основе которых создаются рассказы – этим самым методом фрирайтинга. Зайдите и оцените!
2. Инверсия
В литературе это перестановка слов в предложении, в квантовой механике – преобразование пространства, в психологии – гомосексуальность как отличие от нормы. Словом, все, что относится к переворачиванию, перестановке. В творчестве эта техника тоже используется.
Смысл методики
Расширить границы, найти новые идеи, избавиться от стереотипного мышления.
Как использовать?
Тут все просто: берем проблему, раскладываем на мысли/факты и переворачиваем каждую. С возникающими идеями поступаем так же, особо не церемонясь. Думаем, как можно реализовать то, что получилось.
На реальном примере
Вот студент, он ходит в институт и слушает лекции. Что бы придумать необычного? Переворачиваем ситуацию – вуаля! Можно не посещать институт, а учиться дистанционно. Можно не слушать лекции, а смотреть их (возможно, так и родилась идея онлайн-курсов).
Смотрите также: Все онлайн-курсы учебного центра TeachLine
3. Пунктики
Эту идею я почерпнула из книги Майкла Микалко «Рисовый шторм».У каждого из нас есть пунктики, которые если не мешают жить, то очень осложняют существование. Кто-то не запоминает даты, у кого-то адски бомбит от какой-то темы, будь то правление Сталина, кастрация кошек или способы разведения роз.
Смысл техники
Обернуть негатив в позитив, конечно же. Человек устроен так, что о пунктиках своих думает постоянно, так почему бы не сделать из этого бизнес-идею или не придумать нестандартное решение?
Как использовать?
Элементарно: думать, экспериментировать, воплощать в реальность, монетизировать. Но не забывать, что ваши личные пунктики могут быть абсолютно неинтересны другим. Мыслите масштабно!
На реальном примере
Ювелиру Отто Роведдеру жутко не нравилось резать хлеб. Да его это просто бесило! Мужчина придумал создать автоматическую хлеборезку – и создал, потратив на это 16 лет. Он продал свои ювелирные магазины и все силы вложил в идею – причем, по его словам, делал это не из-за денег, а интереса ради. Сначала идею восприняли со скепсисом, но в 1930 году права на одно из изобретений купила компания Continental. Уже через три года свыше 80 % хлеба продавалось в нарезанном виде.
4. Шесть шляп мышления
Это разновидность мозгового штурма. Суть в том, что любую ситуацию или проблему можно рассмотреть с шести точек зрения, или шести моделей мышления. Это и есть разноцветные шляпы. Красная шляпа – эмоции, желтая – позитив и выгоды, белая – известные сухие факты. Зеленая – творчество и генерация идей. Черная – собака-подозревака, которая чует во всем негатив. Синяя – рефлексия и общие выводы по ситуации.
Смысл методики
Эта техника помогает рассмотреть любую ситуацию с разных ракурсов и избавиться от стереотипов. Шесть точек зрения вовсе не борются между собой – соль в том, что они разбираются одновременно и параллельно.
Как использовать?
Обычно при групповом мозговом штурме. Сначала выбирается последовательность, в которой участники будут надевать шляпы (для каждой ситуации она разная). Затем начинается мини-театр: люди одновременно надевают шляпу определенного цвета и ведут себя согласно своей роли. Потом подводятся итоги встречи, принимается решение.
На реальном примере
Вот у вас команда. Вы собираетесь запускать новый продукт – пусть будет выпрямитель ушей. Мыслей много, в головах хаос: с чего начинать, где искать клиентов, что делать, если не пойдет? Спокойствие! Разложим все по полочкам – то бишь по шляпам.
Надеваем, допустим, красные шляпы и поехали. Одна Красная Шапочка переживает, что дело не пойдет: не так много у нас лопоухих. Другая – что не все члены команды хорошо справятся с заданием. Третья боится обидеть ушастиков.
Обнялись, поплакали – и дальше, к приятному. Сменили красные шляпы на желтые и давай обсуждать преимущества. Стартап точно выгорит – мы первые на рынке. Ага, и конкурентов у нас пока нет. А теперь – к зеленым. Что если вместе с выпрямителем продавать триммеры для ушей? Изучить, в каком регионе больше всего лопоухих и настроить таргет на эти города? Протестировать продукт на кроликах? Ну и так далее.
После такого мозгового штурма безумным шляпникам останется лишь систематизировать сказанное и определить дальнейшее направление.
Читайте также: Десять принципов креативности для любого человека
5. Препарированная вишня
Любите удалять косточки из вишен? Вот и я нет, но надо. Любую проблему можно разделить на несколько частей и максимально прорабатывать каждую.
Смысл методики
Лучше всего она работает в ситуациях, когда ситуация настолько запутана или мы не знаем, как подступиться к ее решению. Методика помогает проанализировать каждый аспект проблемы.
Как использовать?
Сначала делим проблему на два признака, их в свою очередь – еще на два, и так до бесконечности, пока не иссякнете. В результате вместо абстрактных идей получаем вполне конкретные признаки.
На реальном примере
Допустим, нам дали задачу – привлечь ресторану мексиканской кухни новую целевую аудиторию. Выделяем две составляющие: «Мексика» и «кухня». «Мексику» делим на признаки: «гитары» и «сомбреро». «Гитары» – на «песни» и «музыканты». «Песни» – на «живую музыку» и «хиты», и так далее. То же самое проделываем со словом «кухня». Но и одной препарированной «Мексики» хватит, чтобы зацепиться за идею: можно устраивать в ресторане вечера живой этнической музыки, привлекая тем самым народ.
Читайте также: 25 когнитивных упражнений для пластичности мозга
6. Случайное слово
Когда-то поэты писали так стихи, когда идеи кончались. По воспоминаниям современника, «Есенин прибегал иногда к способу писания стихов посредством примитивной стихомашины. У него была небольшая сумка, куда он складывал слова, написанные на отдельных бумажках, он тряс эту сумку, чтобы смешать бумажки, затем вынимал несколько бумажек. Комбинация из слов, полученных таким путем, давала первый толчок к работе над стихом».
Смысл методики
Случайные комбинации слов рождают порой фантастические идеи.
Как использовать.
Можно как Есенин. Можно открыть книгу на любой странице и ткнуть в любое слово. Искра, буря, безумие! Всего одно слово рождает десятки ассоциаций, которые можно применить к вашей ситуации.
На реальном примере
Сейчас 20.00, я хочу скорее дописать эту статью и отдохнуть. В голову не идет ничего, кроме «не прокрастинируй, Вика, и фигачь». Беру книгу – пусть будут повести Сэлинджера. Мне выпала строчка: «Лейн разрезал последнюю лягушачью ножку. Он кивнул». Лягушачьи ножки у меня ассоциируются с Францией. Франция – с Эйфелевой башней, импрессионистами и красным вином. Так, вино отпадает. Башня, небоскребы… Небоскребы! Можно написать статью по принципу «небоскреба». Можно почитать, как вдохновлялись Гоген и Сезанн, и использовать это в статье. Вариантов масса!
7. Идеальный конечный результат (ИКР)
Сейчас будет тяжелая артиллерия. ИКР – один из ключевых моментов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которую придумал и активно внедрял в СССР Генрих Альтшуллер. ТРИЗ – штука сложная и направлена как раз на то, чтобы максимально просто и эффектно решить любую задачу.
Смысл методики
Не тратить время на воплощение идей, которые могут оказаться нежизнеспособными. Сразу стремиться к тому результату, что оптимальнее всего.
Как использовать?
Сначала придумать идеальный результат: лучшее решение, которое будет самым простым/быстрым/эффективным/бюджетным. В идеале – чтобы проблема решилась сама. И уже под него выстраивать логику действий и придумывать, как решать задачу.
На реальном примере
В одном кинотеатре возникла проблема: дамы ни в какую не хотели снимать шляпы, и это отвлекало других зрителей. Администрация взывала к совести, вещала по громкоговорителю – все бестолку. Но был еще способ, намного более простой и нетрудозатратный. Достаточно было написать объявление: «Просим всех дам во время сеанса снимать шляпы. К пожилым леди это не относится». Как думаете, много ли женщин согласились во всеуслышание признать себя пожилой?
Вот это и есть ИКР – когда ничего особо делать не надо, проблема решается сама. Достаточно было представить, как заставить дам самим снять шляпу, и воплотить это в жизнь. Еще пример – Том Сойер, который заставил приятелей красить за него забор. Угадайте, каким был его идеальный конечный результат?
Знаете другие техники и приемы креативности? Пишите нам в комментариях – обсудим!