Я помню, как все начиналось…
Январь 2019 года, я прохожу курс «UX-специалист». Остаюсь в офисе допоздна и потом еду домой к семье в холодном автобусе.
Так я посещал лекции курса, кроме одной, потому что ее по техническим причинам перенесли, а потом она выпала на мой день рождения. Сейчас, пожалуй, я бы посетил и ее, потому что личное участие не заменить ничем. Плюс я фанат «живых» знаний.
Домашние задания были не из простых. Только первое из них я сдал с первого раза, дальше пришлось попотеть и переделать. Знаете, что понравилось: все отказы были подробно мотивированы. У меня не возникало досады и тем более обиды. Все было подано так, что хотелось сделать правильно и лучше, потому что в итоге вкладываешься в себя.
Собственно, перед вами квинтэссенция моих трудов:
Кончилась зима, а весна принесла приятные вести, потому что мне предложили стать преподавателем в TeachLine. Конечно, это не было случайностью: я пишу для блога «Текстерра» и «Тичлайн» и в курсе того, что происходит в интернет-маркетинге в общем и коммерческом писательстве в частности, постоянно общаюсь с сотрудниками по разным вопросам.
Отказывать от такого опыта я не мог и не хотел, поэтому согласился в тот же день. Сейчас расскажу, как все было.
Мой первый раз
Мне предстояло вести лекцию, которую до того проводила Мария Капустина, контент-стратег «Текстерры». Ну, вы поняли, да? Это сразу планка, ниже которой опускаться нельзя. Поэтому я:
- посмотрел запись вебинара Марии;
- запросил файл с презентацией;
- переработал ее – сделал новые примеры, добавил слайды и свой собственный опыт.
Больше всего в процессе подготовки заняло написание речи. Я смотрел каждый слайд и старался описать его так, как я буду говорить на лекции. В первый раз хотелось не ударить лицом в экран монитора, поэтому в течение двух недель я минимум по три раза репетировал, представляя себя перед виртуальной аудиторией.
В качестве генеральной репетиции был прогон – я провел вебинар с куратором TeachLine. Все остались довольны. Моя уверенность в себе как преподавателе окрепла окончательно. И вот наступил тот самый день – 20 мая.
Не так страшен вебинар…
Вроде бы я читал и знаю, как правильно подготовиться к выступлению, но много нюансов появилось буквально в последние часы перед вебинаром.
Например, фон. Ту памятную лекцию я вел в снимаемом офисе. За спиной у меня в обычное время стоят офисные стулья и разобранный письменный стол. Не хотелось, чтобы эта «разруха» отвлекала студентов во время лекции, поэтому пришлось подумать, куда это все убрать.
Идем дальше – к техническим моментам. Всем преподавателям и учащимся приходят приглашения на видеовстречу на электронную почту. И вот представьте: до лекции остается не более получаса. Я перехожу по ссылке в письме, открывается список вебинаров, но нет кнопки входа. Я открываю ссылку в другом браузере, в третьем… наконец захожу. Но теперь не могу включить микрофон и веб-камеру. Нервы и паника, лихорадочная переписка с куратором. В итоге лекция началась с точностью до минуты – в 18.30. Спасибо Google Chrome, не подвел.
Перевожу дыхание и начинаю говорить.
С началом работы со студентами курьезы не кончались. Пока еще не натренированный голос то и дело норовил пропасть, приходилось пить из подготовленной заранее кружки. На второй лекции почти случилось непоправимое: я не глядя потянулся за водой и опрокинул стакан… на системный блог. Грохот и плеск слышали студенты, один из них даже сказал «на счастье». Мне повезло – стакан не разбился, а вода не вызвала короткое замыкание и автоматическое окончание вебинара. Это тот самый форс-мажор, который не предусмотреть заранее. В самом же процессе ведения лекции хочу выделить несколько моментов.
Все время поддерживать интерес
Я стараюсь постоянно спрашивать у студентов, поняли ли они меня, задаю вопросы и прошу написать ответы в рабочий чат. Так мы «синхронизируемся» друг с другом и остаемся на одной волне.
Делать перерыв
После часа общения даже самые мотивированные студенты начинают уставать и терять нить повествования преподавателя. На этот случай мы с коллегами всегда предлагаем сделать пятиминутный отдых. Помогает очень хорошо – проверено.
Запомниться слушателям
Это можно сделать по-разному, в первую очередь – манерой ведения лекций. Для двух последних вебинаров я придумал фишку: прошу людей написать в чате слово «вишенка», получаю целую вишневую пригоршню и делюсь с полезностями со слушателями.
Для лекции о форматах контента «вишенкой» стала демонстрация бумажных книг по контент-маркетингу. Оцените список презентуемых изданий:
Со слушателями лекции об HTML для коммерческих авторов я поделился ссылкой на свою статью о книгах по интернет-маркетингу и смежным дисциплинам.
Момент окончания лекции – истинное удовольствие от общения, от взятой снова планки и заслуженный отдых до поры до времени.
А теперь домашние задания!
По ответственности и внимательности к деталям «домашки» ни в чем не уступают вебинарам. Что мы, преподаватели, делаем, чтобы их проверка прошла как можно легче для нас и студентов:
- Быстро принимаем задания. Студенты ждут, когда мы проверим то, что они сделаны, чтобы двигаться дальше. У всех свои дела – работа, домашние дела и так далее.
- Объясняем как отказ в приеме заданий, так и их утверждение. Для меня стало откровением, когда один студент попросил в деталях рассказать, что мне понравилось в выполненной «домашке». Стоит ли говорить, что это дополнительная тысяча и одно очко в преподавательскую карму!
- Общаемся. Иногда достаточно присланного домашнего задания и ответа на него, но порой стоит выстроить полноценный диалог, чтобы задача была выполнена на все сто.
И напоследок 5 советов студентам
На начало осени я провел лекции у трех потоков курса «Коммерческий автор». Немного побуду ментором и дам вам, дорогие студенты и читатели блога, пять универсальных советов:
- Посещайте лекции в день их проведения. Польза от обучения вырастает до уверенных 100 %.
- Активно участвуйте в лекции. Отвечайте на вопросы преподавателя, задавайте вопросы. Уточняйте там, где не поняли. Это работает на ваше профессиональное становление. Всегда.
- Общайтесь с преподавателями вне лекции. Мы в TeachLine это всячески приветствуем: пишите на электронную почту, пишите в социальных сетях. От «внеклассного» общения выигрывают все.
- Выполняйте домашние задания. Как видите, со школы ничего не поменялось. Но сейчас вы будете чувствовать особое удовлетворение, когда смогли решить поставленные преподавателями задачи и встать на ступеньку выше. Вообще суть любых нормальных курсов – выполнение «домашек» и получение обратной связи.
- Продолжайте учиться. Непрерывное образование должно стать вашим жизненным кредо: выбирайте курсы по смежным специальностям, читайте, статьи и книги, общайтесь с коллегами.
Желаю вам успехов и до встречи на занятиях!