Содержание:

Чтобы понимать, что значит лиминальное мышление рассмотрим составляющие термина отдельно. С мышлением просто — это способность человека рассуждать, придавать мыслям эмоциональную окраску. Лиминальность — пороговое состояние между двумя стадиями, переход из одной в другую.

Впервые о лиминальности заговорил французский этнограф Арнольд ван Геннеп. Он выделил пороги: пространственные (границы государств, интернет, нормы жизни), персонально-личностные (подростки, бисексуалы, подсудимые, жених и невеста), временные (смерть, болезнь, рождение ребенка). В исследованиях Геннеп отметил: на протяжении существования человечества ритуалы переходов не меняются для всех возрастных групп, а значит их ценность для общества и отдельного человека огромна.

Арнольд ван Геннеп
Арнольд ван Геннеп

Наблюдение Геннепа не оставило психологов равнодушными: идеи лиминальности стали основой для кризисной терапии и техник по работе с убеждениями. Чуть позже Дейв Грей – бывший дизайнер – популяризировал их и ввел понятие «лиминальное мышление». Он описал его в одноименной книге, дав определение – это вид психологической гибкости, которая позволяет толковать, обосновывать, менять свои и чужие убеждения.

Расскажу, что такое убеждения, какие они бывают. Дам упражнения для выявления персонально-личностного порогового состояния. Вы не найдете в тексте техник для качественного изменения мышления: проводить эксперименты над личностью без наблюдения специалиста – недопустимо. Статья пригодится, если хотите научиться проще относиться к чужому мнению или найти убеждения, портящие ваши отношения с окружающими.

Что такое убеждения

Убеждения – несокрушимые осмысленные верования человека. Они служат для оценки мира и своего места в нем, формируют поведение и являются важнейшим элементом личности. Я бы назвала убеждениями всю информацию, которой человек владеет на протяжении жизни, ведь нет ни одного факта, воспринимаемого одинаково всеми людьми.

Яркая иллюстрация промежуточных убеждений – у кого машина круче, тот и прав

В когнитивной терапии убеждения условно делят на два вида: глубинные и промежуточные.

  • Глубинные – фундаментальные установки, которые человек не осознает. Проистекают из детства. Если ребенку постоянно говорить, что он глупый, взрослым он станет стеснительным, недоверчивым и неудачливым.
  • Промежуточные – предположения, правила и отношения между людьми. Меняются с возрастом, опытом и под внешним воздействием.
Среднестатистический датчанин верит, что он самый счастливый человек на земле – у него сытая и довольная жизнь – это глубинное убеждение. Он приходит в бар и встречает британского ученого. За кружкой пива тот поясняет: Дания занимает одно из первых мест по онкозаболеваниям. Значит, по убеждению британца, датчанин не может считать себя счастливым – ведь он в постоянной зоне риска. Убеждение британца промежуточное – оно возникло недавно. Также он не учитывает множество интерпретаций слова «счастье» и настаивает, что оно связано исключительно с одной константой – здоровьем.

Как формируются убеждения

Американский ученый Крис Аргирис посвятил жизнь исследованию потенциала личности на производстве. Наблюдая за тысячами рабочих, он пришел к заключению: убеждения формируются последовательно и всегда одинаково. Свое открытие он назвал «пирамидой убеждений».

Пирамида убеждений по Аргирису
Пирамида убеждений по Аргирису

После рождения ребенок познает мир с помощью органов чувств – это опыт. Далее на него накладываются ограничения, возникающие из фокусируемого внимания. Когда родители постоянно говорят подростку, что курить вредно, тот сосредотачивается на запрете. Возникает желание попробовать и выработать личное суждение. Подросток формирует гипотезы: «Если я попробую курить, мне станет плохо», «Если я попробую курить, буду выглядеть круто» и т. д. Наконец он решается. Получает опыт, который дает возможность сформировать убеждение по одной из гипотез. Если курение понравилось, отношение подростка к процессу становится положительным. Не понравилось – отрицательным, соответственно.

Убеждение подтверждается опытом близких, ведь круг общения почти всегда соответствует социальному уровню и личностным характеристикам человека. Поменять убеждения в «своей» среде практически невозможно. Именно для такого случая пригодится лиминальное мышление – если выявить установки и перевести их в пороговое состояние, произойдет переоценка ситуации, отношений и привычек.

7 упражнений на развитие лиминального мышления

Упражнения в статье представляют собой вопросы на выявление пороговых состояний в промежуточных убеждениях. Они показывают множественность выбора: вы поймете, что не все ваши убеждения правильные, а чужие – неправильные.

  1. Вспомните свое самое сильное убеждение. Пообщайтесь с человеком с противоположным мнением. Запишите его аргументы, найдите им научное подтверждение или опровержение. Это поможет легче принимать чужую точку зрения, видеть в ней правду, не замеченную ранее.
  2. Проанализируйте давнишнее убеждение. Когда вы впервые обратили на него внимание? Что стало фактором, вызвавшим любопытство? Каким опытом вы его подтвердили? Что произойдет, если вы поменяете убеждение? Упражнение поможет понять, как развивались события и является ли установка на мнение глубинной.
  3. Посмотрите на близкого человека: какое из его убеждений ограничивает ваши права? Какое из ваших убеждений ограничивает его? Повторите второе упражнение: если поймете, что убеждения не глубинные – попробуйте устранить их с помощью техник НЛП, например. Немного об этом в статье «Антируководство по эксплуатации человека человеком: речевые стратегии НЛП для манипуляции сознанием».
  4. Возьмите убеждение, с которым уже работали. Если придется спорить с человеком с противоположной точкой зрения, как вы защите свое убеждение? Нарисуйте схему, оцените логичность аргументов. Как они гармонируют с вашим внутренним состоянием? Не врете ли вы себе?
  5. Из каких убеждений состоит ваша личность? Менялись ли они с течением времени? Как повлияли на изменение личности?
  6. Если у вас есть проблемная ситуация, взгляните на нее с разных точек зрения. Даже с абсурдных. Сеанс напоминает мозговой штурм в одиночку. Выделите точки зрения, противоречащие вашей. Найдите логическое объяснение и позаимствуйте элементы, помогающие разрешить ситуацию.
  7. Попросите партнера назвать любое слово. В течение минуты пишите все предложения с этим словом, приходящие в голову. Например, что приходит на ум, при слове ребенок? Кто-то запишет «ребенок – счастье», другой — «ребенок – всегда дорого», «не люблю детей» и пр. Упражнение поможет поднять из памяти забытые и неиспользуемые убеждения, найти в них разрушающие элементы личности.

Надеюсь, упражнения помогут переосмыслить привычки и сформировать позитивное отношение к чужому мнению. Хорошего дня!