Содержание:

Умеете отстаивать собственное мнение? Можете сказать начальнику, что он не прав? Или вы лучше промолчите, лишь бы не привлекать внимание к себе и проблеме?

Каждый человек по-разному реагирует на конфликт. Кто-то вступает в конфронтацию, кто-то, как кот Леопольд, пытается сохранить мир и ищет компромисс, а кто-то и вовсе игнорирует любые выпады в свою сторону. Модель поведения может меняться в зависимости от того, с кем вы спорите, но обычно преобладает одна.

Два профессора менеджмента Питтсбургского университета и доктора наук Кеннет Томас и Ральф Килманн стали настоящими доками в области конфликтологии. Они долго изучали стили поведения людей в спорных ситуациях. Всего, по мнению исследователей, существует 5 стратегий разрешения конфликта:

  1. Уклонение — человек всеми способами избегает открытой конфронтации. Иногда это единственно-верное решение, особенно, если перед вами влиятельный партнер и нет надежных аргументов, конфликт в этой ситуации нанесет больше вреда. Можно на время отложить решение проблемы, но только на время. Так что если интуиция вам отчаянно сигналит: «Не лезь на рожон!», лучше ее послушать. Уверены, что не обладаете этой суперспособностью? Почитайте нашу статью и узнаете, как натренировать интуицию, без регистрации и смс.
  2. Приспособление — человек соглашается с оппонентом. И в этой стратегии нет ничего унизительного. Вспомните, как часто вы уступаете своей второй половинке или ребенку. Если ваш отказ от цели не составил для вас большого труда, уступчивость обернется во благо, положительно сказавшись на самооценке и отношениях с партнером. Но здесь главное, чтобы другой заметил и оценил вашу жертву. Иначе будет подтачивать неприятное чувство досады, которое потом легко может трансформироваться в обиду и новый эмоциональный конфликт.
  3. Конфронтация — открытое противостояние оппонентов. Такая линия поведения присуща людям в действительно важных жизненных вопросах, когда компромисс никого не устроит. Умение «показывать зубы» — это вовсе не плохо, иногда стоит побороться, но только рассчитывайте свои силы заранее. Если власти и силы недостаточно, можно надолго увязнуть в конфликте или проиграть.
  4. Сотрудничество — отличный вариант в том случае, если партнер готов к такому способу взаимодействия. Такие взаимоотношения быстро не выстраиваются, понадобится много времени, мудрости и терпения. Если на это времени нет, подойдет компромисс.
  5. Компромисс — не всегда хорош. Подходит только тогда, когда ситуация требует незамедлительного решения. Обычно компромисс не приносит полного удовлетворения ни одной из сторон, ведь полностью цель так и не достигнута.

Томас и Килманн составили специальный опросник, состоящий из 30 пар утверждений. Вы должны выбрать из каждой наиболее близкое. В результате теста узнаете, какой стиль поведения в конфликтной ситуации наиболее приемлем для вас.

А еще ученые разработали метод урегулирования конфликтов — модель TKI, основная мысль которого заключается в том, что избегая и замалчивая проблемы, у вас ничего не получится. Бояться конфликтов не нужно, но лучшая стратегия поведения — сотрудничество.

Есть даже формула для прогнозирования исхода конфликтной ситуации:

А) Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса

Б) Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса

Если сумма А > суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у А.

Если сумма Б > суммы А, шанс выиграть конфликт есть у оппонента Б.

Зная тактику человека, с которым вы вступили в противостояние, вы можете легко его победить. Основы конфликтологии пригодятся в любой сфере деятельности, согласны?