Содержание:

Он случается в жизни каждого из нас. Приходит неожиданно и застает врасплох. Знакомьтесь, Господин Стресс. Предполагаемая опасность, на которую наш мозг всегда реагирует. Как именно — расскажем в статье. А также разберемся, что происходит с процессом обучения в стрессовой ситуации.

Стресс — это реакция на любые перемены в нашей жизни. Не только опасные. Перемены могут быть и хорошими, и плохими.

Хорошие перемены

Плохие перемены

  • Свадьба
  • Рождение ребенка
  • Окончание школы/университета
  • Ссора
  • Потеря близкого человека
  • Увольнение

Во все эти моменты в нашем организме срабатывает аварийная система. Надпочечники выпускают адреналин и кортизол. У нас учащается сердцебиение, уровень глюкозы в крови и давление.

Можно ли обучаться во время стресса?

Парадокс, но обучение иногда само по себе есть стресс. Мы оказываемся в новых условиях, а значит, реагируем на эти перемены. Во время обучения мы общаемся с незнакомыми людьми, получаем от них информацию, обрабатываем ее и ожидаем, что получим результат.

Кроме того, обучаться мы можем и во время другого стресса в нашей жизни: ссоры с преподавателем или проблем в личной жизни. Как человек усваивает информацию в это время? Я провела социологический опрос в социальных сетях. Удивительно, но ответы были разными.

  • Светлана, 47 лет: «Нет внимания, сидишь все время в раздумьях, никого не слышишь, анализируешь ситуацию».
  • Альбина: «На стрессе я всегда хорошо училась: быстро все запоминала и схватывала. До сих пор помню информацию именно по стрессовым для меня дисциплинам. Правда, потом (после сессии) были никакая, долго болела».
  • Римма: «Стресс ни разу не сказался на моем обучении. Только на весе».
  • Ляйсан: «Слив энергии. Прекращаю обучение».

Для кого-то стресс — повод бросить учебу. Для кого-то наоборот — двигатель и помощник. Но исход у всех один: после стресса все равно человек чувствует себя опустошенным, утомленным.

Как влияет на скорость и качество обучения легкий стресс и сильный?

Легкий стресс может действительно стать нашим двигателем в учебе. Он временно будоражит наш мозг, активизирует его, но вреда для организма не несет. А вот продолжительный стресс может поставить финальную точку в вашем обучении.

Поделюсь экспериментом, который американский нейробиолог Джон Медина описал в книге «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям». Суть исследования была в том, что немецкую овчарку посадили в клетку и надели цепь с электрическим проводом. Животное терпело разряды несколько дней. Сначала собака сопротивлялась, но со временем сдалась и перестала что-то предпринимать. После этого ее посадили в другую клетку, вторая половина которой полностью была электрически изолированной – в ней собака не испытывала никаких разрядов, причиняющих дискомфорт. Для этого псу нужно было просто перейти невысокий барьер. Но он не сдвинулся с места. Почему?

Когда собака была в первой клетке, она поняла только одно: выхода нет. Во второй клетке она уже не смогла сориентироваться и понять, что делать дальше. Процесс обучения прекратился. И стресс стал главной причиной такого исхода.

Учиться или бороться со стрессом?

Если вы заметили, что находитесь в состоянии стресса и оно мешает вам учиться, попробуйте эти методы. Они банальные, но самые правильные и действующие.

  • Блокируйте источник стресса. Например, если у вас завтра начнется важное обучение, постарайтесь избежать накануне стрессовых ситуаций. Они только помешают учебе.
  • Ведите здоровый образ жизни. Займитесь спортом — он добавит в вашу жизнь энергии. Откажитесь от вредной еды, чтобы хорошо себя чувствовать. В последнем также помогут полноценный сон и отдых.
  • Смените деятельность. Проведите несколько дней не так, как обычно. Попробуйте воплотить какие-то творческие идеи, которые у вас были, но на которые не хватало времени ранее.
  • Сходите к психологу. Обсудите с ним свое состояние. Профессиональный анализ ситуации поможет отнестись к ситуации более спокойно, взвешенно.

Оптимальная обстановка, в которой люди учатся и получают знания, это гармония. При таком состоянии учиться хочется, идеи приходят и силы на это есть. Легкий стресс при этом тоже может быть и иногда он может работать как мотиватор. Но главное — не допускать, чтобы он вырастал до большого и продолжительного. В этом случае последствия будут грустными не только в учебе, но и в жизни.