Когда мы смотрим за блогерами в Instagram, чаще всего считаем, что это успешные люди, которые ярко живут, всего достигают. Основа для рассуждений — их посты и сторис. Но при этом никаких гарантий, что все это правда, у нас нет. Срабатывает эффект ореола. В статье подробнее разберем, что это такое.
Что такое эффект ореола?
Термин «эффект ореола» впервые употребил американский психолог Эдвард Торндайк. В 1920 году в одной из своих работ он описал эксперимент, в котором приняла участие группа людей. Суть сводилась к тому, что при оценке человека участники эксперимента одно отрицательное качество переносили на все черты в общем. Например, если им не нравилась грубость человека, то не нравился в целом человек. Они считали, что и остальные качества личности такие же плохие.
Джон Монахан в 1941 году подтвердил эту теорию еще одним исследованием. В своем эксперименте он отметил, что жюри присяжных сложно вынести приговор симпатичному им человеку. Им тяжело принять, что эта личность могла совершить тяжкое преступление.
Эффект ореола (или гало-эффект) — это когнитивное искажение. Смысл психологического феномена в том, что человек основывается на свои первые впечатления и составляет ошибочные (ничем не доказанные) суждения. Возьмем тот же пример с блогерами из Instagram. Когда мы их оцениваем, основываемся на свои впечатления на их сторис и посты. Нам кажется, что у этих людей все хорошо. Это некий ярлык, который мы повесили. Точных доказательств, что человек успешен и счастлив, при этом нет.
Давайте рассмотрим еще несколько примеров эффекта ореола:
- Если девушка встречает красивого и ухоженного молодого человека в костюме, опять же предполагает, что он успешный;
- Жители других стран воспринимают «россиян» суровыми;
- А мужчина-водители считают, что абсолютно все женщины плохо водят машину;
- Если вам не понравилась одна книга автора, то, скорее всего, и другие его работы вы будете считать такими же бездарными.
Эффект ореола работает при любой оценке: как положительной, так и отрицательной. Мы привязываем себя к ярлыку и выстраиваем общую оценку человеку или бренду. То есть вместо многогранной оценки основываемся только на одно впечатление.
Как применяется эффект ореола в маркетинге?
Эффект ореола проявляется и в маркетинге. Давайте рассмотрим конкретные примеры.
- Представим, что вы покупаете часы какого-то бренда. Внешне дизайн вам настолько нравится, что вы сразу думаете, что часы классные и функционально. Хотя доказательств этому нет;
- Оказываясь на сайте компании, вы разочаровываетесь. Неудобный интерфейс, старый дизайн, тексты с ошибками. Вы делаете вывод, что компания сама по себе такая же несовременная. И, основываясь на негативное восприятие, к этой организации не обращаетесь;
- Вы пользуетесь кофемашиной определенного бренда. Вас все устраивает: для вас это идеальная машина. Вы считаете, что миксер того же бренда будет аналогичным по качеству;
- Вы следите за какой-то компанией в социальных сетях. Они их классно ведут: поддерживают все тренды, используют только качественные фото, снимают креативные видео. Вы полагаете, что товар этого бренда такой же классный;
- Если вам нравится какой-то блогер, то его услуга/товар вам тоже симпатичны. Вы покупаете у него курс, берете консультацию, доверяете человеку;
- Эффект работает и с известными личностями. Например, если бренд рекламирует неприятный для вас человек, то пользоваться рекламируемым им товаром вы, скорее всего не будете. И наоборот: если вам нравится Павел Воля, вы купите кириешки, которые он рекламирует.
А тех, кто готов не только изучать этот эффект, но и применять в работе, мы приглашаем на онлайн-курс «Интернет-маркетолог от TexTerra». Опытные специалисты нашей компании поделятся с вами своими знаниями в области интернет-маркетинга: обсудим SEO, бизнес-аналитику, контент-маркетинг, работу с аудиторией, отслеживание и создание KPI и пр.