Содержание:

Очень-очень краткий экскурс в историю вопроса.

Это Пушкин Александр Сергеевич.

Когда был Пушкин маленький, с кудрявой головой…
Когда был Пушкин маленький, с кудрявой головой…

Пушкин родился в то время, когда Россия старательно развивалась и модернизировалась. Стране срочно нужны были образованные и талантливые специалисты, причем отечественные, а не иностранцы.

Так и появилась идея Лицея – гимназии для одаренных детей, которая за 6 лет (с 11 до 17) даст им и среднее, и высшее образование.

Вопрос, был ли эксперимент удачным, сложный и требующий обсуждения. С одной стороны, среди первых выпускников Лицея оказался один гений. С другой, все остальные ничем особенным не выделялись, не блистали и вообще в истории как-то не остались. Да и на всю систему образования опыт Лицея так и не распространился.

С пушкинских времен система образования поменялась вообще во всем, кроме длительности. Как тогда нужно было отучиться 15 лет, прежде чем получить диплом, так и сейчас. Почему? Давайте разберемся.

Так что там про 100 иностранных слов?

Ну, короче, их можно выучить. Я проверяла, подтверждаю. Проблема в том, что весь этот день вам придется их повторять, иначе забудете. И пару раз на следующий. И на следующий. Если к этому добавить еще 100 слов завтрашнего дня и 100 послезавтрашнего, а потом еще, то очень скоро вы проклянете все эти ускоренные методики обучения. А дней через 10 повторений накопится столько, что вам не хватит времени на сон, еду и счастье.

Дело в том, что у человека есть два типа памяти: кратковременная и долговременная.

Кратковременная память – это ваша оперативка. Туда попадает все, что вы видите, слышите и воспринимаете. Но вся эта информация постоянно забывается, чтобы дать место новым данным. Чтобы выучить номер телефона или пароль, вам придется постоянно их повторять, иначе они выветрятся из памяти.

Долговременная память – это жесткий диск. Там хранится огромное количество информации, которую можно вытащить в любой момент. Но записать ее туда очень непросто. В этом и состоит цель обучения.

Чтобы информация попала в долговременную память, нужно сформировать в мозгу новые нейтронные связи. А они не формируются за час и даже за день. Это долговременный проект. Кстати, поэтому довольно бесполезно зубрить учебники в ночь перед экзаменом. Может быть, вы экзамен и сдадите, но в долговременной памяти информация не отложится.

Зубрежка и практический опыт

Кроме особенностей памяти, есть еще одна проблема, заключающаяся в различии конкретной и абстрактной информации.

Весьма конкретная лошадь ахалтекинской породы
Весьма конкретная лошадь ахалтекинской породы

Лошадь – это пример конкретной информации. Она реальна, ее можно пасти, можно на ней ездить, можно схлопотать по лбу копытом. Для лошади есть место в картине мира каждого человека. Даже само это слово вызывает уйму воспоминаний и ассоциаций.

Крайне абстрактные метрики эффективности интернет-маркетинга
Крайне абстрактные метрики эффективности интернет-маркетинга

А вот метрики эффективности интернет-маркетинга – это пример абстрактной информации. Они непонятные и невразумительные, обозначаются странными аббревиатурами, причем если вы плохо знаете английский, то вам даже расшифровка не особо поможет.

Можно насытить абстрактную информацию метафорами, и она действительно лучше запомнится. Так обычно делают в детских задачах, где поезда едут не из точки А в точку Б, а из Москвы в Санкт-Петербург. Но для сотни метрик метафоры особенно не придумаешь.

Можно зазубрить. Как мы уже выяснили, повторение действительно помогает перевести информацию из кратковременной памяти в долгосрочную. Но без практики заученная абстракция так и останется абстракцией и быстро забудется.

Самый простой способ действительно выучить абстрактную информацию – начать применять ее на практике. Причем не один раз, а много. И вот на это тоже требуется время.

Про сон

Утро действительно мудренее вечера. Во сне наш мозг наводит порядок внутри себя. Вся неважная информация стирается, а важная структурируется.

Сон – такая же важная часть процесса обучения, как и повторение материала. Кстати, хорошо бы повторить материал на ночь, если вы хотите его выучить. Во сне ваше сознание не будет мешать мозгу структурировать данные.

Хорошо еще дать себе установку увидеть изучаемый материал во сне. Это тоже очень способствует запоминанию.

Мораль

Увы, мне нечем вас утешить. Экспресс-курсы, если это хорошие курсы, где информация дается сжато, но без потери смысла, не означают, что преподаватели каким-то магическим образом заставят вас изучить информацию быстрее. Они означают только, что от вас потребуется соответственное увеличение самостоятельной работы и ответственности.

Нельзя изучить информацию быстрее, чем это может сделать ваш мозг. Но можно учиться эффективнее. В смысле действительно запоминать то, что вы только что изучили, и уметь структурировать информацию. Об этом поговорим в следующей статье.

Источники:

Oakley, Barbara. «Learning How to Learn».

«Императорский Царскосельский лицей». Википедия