Содержание:

Ложась спать вечером, мы с энтузиазмом думаем о том, что завтра кааак напишем! Всё, что нужно, напишем! И ещё даже больше! Иногда так же мы думаем и утром, только всё о том же – о том, как завтра напишем.

А почему не сегодня? Потому что нужно начать, а это самое сложное.

Страх чистого листа – это когда хочется сказать много, а с чего начать, не знаешь. И ещё это о том, когда хочется сделать работу, но что писать, не знаешь. В общем, это психологически некомфортное состояние, когда ищешь мотивацию начать первый абзац.

Почему возникает страх чистого листа?

Коммерческий писатель очень редко, к сожалению, пишет о том, в чём хорошо разбирается. Ещё реже случается так, что он разбирается и любит тему, на которую нужно писать. В большинстве случаев, прежде чем приступать к созданию материала, нужно изучить тему. Здесь огромной мотивацией будет живое общение с носителем информации, потому что он заряжает своей энергией и правильно расставляет акценты. К сожалению, такой носитель информации доступен далеко не всегда. И писатель остаётся один на один со своей темой и неким информационным вакуумом, который нужно разрушить, зайдя в Гугл.

Парадоксально, но факт – даже если тема нам знакома и мы в ней разбираемся, страх чистого листа никуда не уходит. Те писатели, у которых есть свой блог, знают, что сложно бывает писать и от души, и для самого себя

Также может пугать объём работ. Раньше (а может, и сейчас) на копирайтера полагалось определённое количество знаков, которые он должен написать за рабочий день. Многие тянут до последнего, думая, что потом сядут и махом напишут, а в итоге им слова в голову не идут. А ведь норма по знакам придумана не просто так – это помогает избежать выгорания, проявлением которого может быть и страх чистого листа у писателя.

Причин может быть много – усталость, неготовность, недостаток знаний, нежелание разбираться в теме или писать о ней. Кто-то называет всё это недисциплинированностью, но человек всё-таки устроен слишком тонко, чтобы считать причиной всех проволочек только лишь её.

Как избавиться от страха чистого листа?

Обычно каждый сам придумывает, как ему побороть страх чистого листа перед сочинением. Не претендуя на истину в последней инстанции, предложу следующие варианты, которые помогают лично мне:

  • Перестать откладывать на последний момент. Всегда есть дела, которыми хочется заняться после/вместо работы, но нужно помнить, что приятнее будет предаться им, когда дела уже закончены. Тут важно поймать баланс между прокрастинацией и перфекционизмом. Откладывать на потом так же плохо, как и стараться сделать всю работу сразу, чтобы потом осталось больше времени для развлечений. Если кинуться делать всё сразу, качество работы заметно ухудшится. Хорошо, если это вовремя заметите вы сами. Плохо, если это заметит заказчик – так из-за неумения планировать время можно потерять хорошего клиента.
  • Выделить определённое время на одну работу. Не важно, работаете вы в офисе или дома, по графику или в свободное время, нужно более чётко обозначить время, выделенное именно на один материал. Тут можно пользоваться планировщиками времени. Так вы будете знать, что обед/свои дела/другая работа/ерунда начнутся точно в такое-то время. Это будет греть душу, правда.
  • Нужно начать. Да, лучше начать с не слишком хорошего на ваш взгляд первого абзаца и потом подправить его, чем мучительно выдумывать гениальное начало.
  • Составить план. В ТЗ очень часто упоминается план как обязательная часть выполнения задания. Но кто их читает, эти ТЗ… Когда твой руководитель требует от тебя план статьи прежде чем дать добро на её написание, в душе возникает протест: «Я что, сам не знаю, что мне написать?» Когда такой руководитель отсутствует, начинаешь понимать, что вообще-то да, не знаешь. Пиши план, будешь знать. План структурирует информацию, которая известна и подводит к поиску той, которая неизвестна. Так формулируются запросы для поиска.
  • Разбить большую статью на части. Когда статья нужна объёмная и сложная в написании, не поленитесь разделить её на несколько дней. В первый день можно написать костяк и поискать дополнительные материалы, во второй день дописать всё полностью, а в третий, прочитав её свежим взглядом, исправить недочёты, стилистику, оформить. Большие статьи я делю на три дня: в первый изучаю тему, собираю список ссылок с нужной информацией, накидываю план и группирую ключи, на второй день остаётся только сесть и писать, на третий – вычитать и отправить заказчику. В этот же день внести правки.
  • Читать информацию до того, как начать писать. Найти несколько статей на интересующую тематику недостаточно. Их нужно прочитать сразу. Во-первых, станет понятно, что вообще интересно человеку в этой теме, какие вопросы его волнуют. Во-вторых, вникаешь в тему сам, и появляется желание поделиться информацией с другими. Это совсем не то же самое, что просто перефразировать слова из чужой статьи, это уже практически личный опыт, пусть и теоретический. Уникальность материала, написанного по собственному такому теоретическому опыту, намного выше, чем у той статьи, которая будет писаться при параллельном прочтении материала из интернета. Осмысливая информацию, мы облекаем её для себя в те фразы, которые свойственны лично нам. Так создаётся уникальность.
  • Пользоваться живыми источниками информации. Как уже выше говорилось, получить сведения от человека предпочтительнее, чем читать в интернете. И материал от такого источника на бумагу переносится быстрее, удобнее и объёмнее.

Надеюсь, какие-то из этих советов помогут научиться преодолевать страх чистого листа. А может, помогут найти и свои собственные способы сделать это максимально естественно.