«Любой, кто перестает учиться, стареет – неважно, двадцать ему или восемьдесят»
Генри Форд
Новые знания – ключ к повышению доходов. Они дают возможность полностью сменить профессию, повысить качество или расширить спектр собственных услуг. Но будет ли обучение эффективно, если человеку давно уже не 20 лет? Смогут ли знания задержаться в его голове?
Ответы на эти вопросы нам помогут найти современные ученые и их исследования мозга.
Что такое мозг человека
«Основная функция тела – переносить мозг», – сказал когда-то Томас Эдисон. Действительно, в этом органе нервной системы заключена вся наша личность. «Если выключить мозг, – говорит психотерапевт Андрей Курпатов. – Жизнь оборвется. И только наше тело, и то, если его подключить к определенным приборам, может какое-то время продолжать свое бессмысленное существование».
«Мозг человека состоит, в среднем, из 100 миллиардов нервных клеток, нейронов», – говорит доктор нейробиологии Сюзана Геркулано-Хаузел. Большинство клеток – самостоятельные «вычислительные машины», которые сохраняют и обрабатывают поступившую к ним информацию. Но настолько огромное количество функций, которые выполняет нервная система, становится доступным только благодаря связи между нервными клетками.
Роберт Сапольски, профессор Стэнфордского университета, так описывает нейронную сеть мозга: «Каждая из 100 миллиардов клеток соединяется с 10-ю тысячами других нейронов, образуя синапсы. Квадриллион синапсов – столько соединений нервных клеток в нашем мозге. Это примерно в 1000 раз больше количества звезд, находящихся в нашей Галактике».
Формирование мозга в детском возрасте
Новые синапсы образуются постоянно. «Происходит это с момента формирования головного мозга, с пятой недели внутриутробной жизни, и продолжается до самой смерти», – рассказывает Джон Медина, доктор молекулярной биологии, руководитель биоинженерного отделения Вашингтонского Университета.
Активно развиваться мозг начинает сразу после рождения. К шести годам он достигает 95% размера мозга взрослого человека, а к завершению подросткового периода он полностью идентичен «взрослому» органу.
«За это время межнейронные связи здесь проходят несколько «волн» развития, – говорит Сапольски. – Пик их увеличения приходится на период максимальной тренировки умения – например, ползания, ходьбы, речи. Когда же новый навык полностью освоен, его «предварительную версию», записанную в синапсы, организм удаляет. Так у ребенка, твердо научившегося ходить, исчезает умение быстро ползать, а у того, кто теперь бегло читает – навык чтения по слогам».
Одновременно с формированием новых межнейронных связей происходит миелинизация: нужные нервные волокна окутываются специальным «покрытием», миелином. Это, по словам доктора Медина, увеличивает скорость передачи информации в 240 раз – с 0,5 до 120 м/с. Теперь тренировать определенный навык становится гораздо легче.
Растут и размеры синапсов: чем чаще синапс используется, тем больше в размерах он становится, тем быстрее пропускает нужную информацию.
Синапсы у взрослого человека
Окончательное формирование мозга заканчивается к 25 годам. «Основные нужные синапсы уже сформировались, нервные волокна – миелинизировались. Необходимая информация занесена в гиппокамп – орган долговременной памяти, а также хранится в отдельных участках мозга. Но и сейчас ваш мозг не утратил способности к обучению!» – пишет Джуди Уиллис, невролог, преподающий в Школе Санта-Барбара, в Калифорнии.
«Вы должны знать следующее, – говорит нейробиолог Бассет из Пенсильвании. – Мозг не теряет способности создавать новые синаптические связи и оптимизировать старые. Он имеет достаточную гибкость, чтобы перестраивать свои соединения для усвоения новых знаний. Этот процесс подтвержден с помощью функциональной МРТ».
Согласно более ранних данных, образование новых синапсов у человека сохраняется до его смерти. Оно идет тем лучше, чем больше времени человек посвящает оттачиванию навыка. В своей книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл пишет так: «Человек достигает наилучших результатов в той деятельности, на тренировку которой он потратил 10 или более тысяч часов».
Что поможет в обучении
Для лучшего обучения Джон Медина рекомендует использовать закономерности работы мозга. Они следующие:
- Прежде, чем заниматься, избавьтесь от стресса.
«При стрессе, – говорит Медина. – Образуются гормоны кортизол и адреналин. Их действие направлено на то, чтобы человек выжил, а не осматривал окружающую обстановку».
Сейчас существует множество техник, направленных на избавление от стресса. Это дыхательные практики, релаксация, медитация. Освойте их, прежде чем начнете вникать в новую профессию.
- Выполняйте физические упражнения.
Доктор Медина проводил исследования, которые показали, что физические упражнения улучшают долговременную память и внимание. Для этого необходимо уделять спорту минимум 30 минут трижды в неделю.
- Хороший сон улучшает запоминаемость.
«8-9-часовый ночной сон, – пишет Медина. – улучшает умственную деятельность на следующий день».
- Запоминание будет эффективнее, если оно будет сопровождаться эмоциями.
«Когда мозг находит вызывающее эмоции событие, миндалина мозжечка выделяет дофамин, который будто пишет на листке: «Запомни это!». И когда такой ярлык прикрепляется к нужной информации, мозг более тщательно ее анализирует».
Заключение
Следовательно, обучаться и переобучаться можно в любом возрасте. Хотите добиться лучшего эффекта – не забывайте во время учебы выполнять физические упражнения, высыпаться и гасить стресс в самом его зародыше.