Содержание:

Уже достаточно давно быстрый интернет доступен почти в любой точке мира, а образование так и не ушло в онлайн полностью. Период, когда школьники и студенты учились через Zoom, большинство людей восприняли скорее как тягостную и временную необходимость, чем как репетицию ближайшего будущего. Да и взрослые по-прежнему часто выбирают для себя офлайн-занятия, если хотят попрактиковаться в иностранных языках, бизнес-аналитике или любом другом занятии.

Почему так происходит? Мы все с удовольствием смотрим обучающие ролики и подписываемся на марафоны, но в то же время не считаем онлайн-обучение настоящей альтернативой офлайн-занятиям.

Мы опросили наших подписчиков в сторис и вот какие результаты получились.

Результаты опроса
Результаты опроса

Несмотря на то, что наша аудитория лояльна к обучающим трансляциям в интернете, все равно половина против повсеместной удаленки и совсем не прочь ходить учиться в настоящий класс, если это будет удобно.

Какие основные недостатки в онлайн-обучении?

  • Снова сидеть за компьютером

У всех нас и так слишком много экранного времени. После напряженного рабочего дня смотреть 2-часовую лекцию, когда глаза и так устали, тяжело. А потом еще нужно сделать домашнее задание… На офлайн-лекции все-таки не все время записывают материал, там есть место и для живой дискуссии.

  • Хуже контакт с преподавателем

Как бы качественно видео ни передавало звук и изображение, мы все еще делаем различия между живым и виртуальным общением. Через экран воспринимать информацию тоже можно, и порой очень эффективно. Но в какой-то степени все равно восприятие страдает. На онлайн-лекциях часто вопросы оставляют на потом, а вопрос может забыться; иногда студент не успевает что-то понять, а переспросить невозможно. Наконец, может просто испортиться звук или вовсе прерваться интернет-соединение.

  • Лекции в записи создают ощущение, что они “вечны”

Парадокс: если лекции остаются доступны в записи на долгий срок, то возникает впечатление, что пересмотреть можно когда угодно. Часто это время так и не наступает. В то время как слова преподавателя на лекции, если запись не ведется, невозможно прослушать заново, и если материал интересный и нужный, то запоминание будет лучше.

  • Домашняя атмосфера расслабляет

Люди, у которых есть сильная мотивация учиться, не будут отвлекаться во время лекций, даже если никто их не контролирует. Но мотивация – не статичный показатель. Она постоянно меняется, в начале курса она может быть выше, затем – ниже (или наоборот). Если при посещении офлайновых лекций большинство все-таки старается взять себя в руки, то с онлайн-обучением соблазн подключиться и, будучи формально на связи, тихонько “отсидеться”, намного больше.

Поэтому многие сомневаются, эффективно ли вообще так учиться. Не получится ли, что время лекций проходит впустую?

Конечно, у каждого свое мнение. Но по опыту наших студентов, преимущества онлайн-обучения все же значимее, чем недостатки. Те, кто учился в TeachLine с достаточным вовлечением, доказывают своим примером: материал воспринимается ничуть не хуже, чем при личном контакте с преподавателем. А полученные знания получается применять в работе.

Алена Челидзе, бренд-менеджер в ООО «Экспресс-Кубань»

Сложности в обучении у меня были: во-первых, были сбои трансляции или плохой звук. Во-вторых, иногда я не успевала задать свои вопросы сразу во время лекции, все-таки невозможность личного общения с преподавателем – это минус.

Но в то же время я не все лекции успевала смотреть онлайн. Тут очень пригодилось то, что они доступны в записи. Сложные темы (а их было много) можно было переслушивать и пересматривать скринкасты. В офлайн-обучении это нереально. Поэтому считаю, что обучение было эффективно.

Ксения Третьякова, маркетолог TIMELESS lounge&bar

Я училась в рабочее время, поскольку знания нужны были для работы. Поэтому и на все лекции успевала, и вообще сэкономила много времени. С этой точки зрения для меня больше преимуществ. То, что нет личного контакта с преподавателем, для меня не очень значимо – я задавала вопросы даже спустя две недели, когда уже внедряла знания в работе, и мне дали комментарии. Поэтому недостатков не вижу, а результат был сразу.

Говорить о перспективах онлайн-образования вообще и заменит ли оно обучение в классах и аудиториях – это тема для отдельного исследования. Пока что выводы такие: в любом формате обучения есть свои сложности и единого, универсального рецепта для всех нет. И в любом случае желание получать новые знания и применять их на практике важнее того, как именно вы учитесь: в стенах университета или дома сидя на диване.