Содержание:

Вы думаете, что не знаете, что это такое. Но на самом деле вы знаете, что это такое. «Онбординг» — от английского «on board», буквально означает «на борту». И это очень точное определение. Как стюардесса встречает вас на борту самолета и помогает найти свое место, так и всплывающие подсказки в приложении или на сайте помогают вам уютно обоустроиться в виртуальном пространстве. Вспомните (если сможете), когда вы только зарегистрировались ВКонтакте, повсюду были «пустые экраны» — «Напишите что-нибудь на стене», «Поделитесь с друзьями историей», «Создайте рекламную запись» и пр. Онбординг помогает адаптировать клиента и познакомить его с виртуальным продуктом.

Если вы думаете, что всплывающие подсказки раздражают, то вы ошибаетесь. Или были на неправильных сайтах. Если клиент придет на сайт, в интерфейсе которого он ничего не понимает, то не сможет оценить по-достоинству функционал и уйдет к гостеприимным конкурентам. Вспомните рекламный кабинет Facebook и стенания русскоязычного маркетингового сообщества: «Куда нажимать? А это здесь зачем? Я ничего не трогал, оно само сломалось! А, шайтан, пойду ВК рекламу делать!» Лайфхак: если пройти курс «Интернет-маркетолог от TexTerra» никакой рекламный кабинет вас больше не испугает. Также и посетители вашего сайта могут уйти от вас, так не узнав, какие вы классные. А все из-за того, что не смогли разобраться с интерфейсом.

Процесс онбординга помогает клиенту избегать «запутанных ситуаций»
Процесс онбординга помогает клиенту избегать «запутанных ситуаций», когда он не может найти нужную форму или кнопку

Как понять, что во всем виноват онбординг? Есть в аналитике показатели, которые сигналят нам о необходимости над ним поработать:

  • LTV — жизненный цикл клиента. Этот показатель помогает понять, сколько прибыли принес вам 1 клиент. Логично, что чем дольше клиент остается на вашем сайте, тем больше будет монетизация. И качественный онбординг помогает удержать клиента.
  • CRR — индекс удержания клиентов. Если зарегистрированные пользователи через несколько дней отписываются, значит надо срочно работать над интерфейсом.
  • NPS — индекс потребительской лояльности. Чтобы его выяснить, задайте посетителям вопрос: «Порекомендуете ли вы нас друзьям и знакомым?». Большой процент отрицательных ответов — повод задуматься.
  • Churn rate — коэффициент оттока клиентов. Правда здесь учитывают всех посетителей, которые покинули сайт, неважно по какой причине.

Конечно на эти показатели влияют и другие факторы, но проанализировать онбординг будет не лишним. Кстати, покидать страницу юзеры могут и из-за слишком навязчивого онбординга, не переборщите.

У онбординга много лиц

Онбордингом разработчики сайтов пользуются уже давно, а потому и форм реализации накопилось достаточно:

  • Приветственный e-mail — старый добрый способ, когда после регистрации вы получаете на почту письмо с кратким обзором возможностей сайта и подсказками. Подойдет, пожалуй, только интернет-магазинам, как способ вовлеченности — рассказать о скидках, раздать ссылки на соцсети, уговорить подписаться на дополнительную рассылку. Есть два существенных минуса: письмо может отправиться в спам и не хватает наглядности. Приложения или сайты со сложным интерфейсом рискуют оказаться непонятыми.
  • Обучающее видео — наглядный и понятный способ, который требует серьезной подготовки. Плохо сделанный, скучный, долгий и без субтитров ролик не зайдет, придется постараться.
  • Обучающие экраны — с этим видом онбординга вы сталкивались часто. После регистрации на экране всплывают окошки с подсказками, в которых кратко описывается функционал кнопок. Чтобы перейти к следующей нужно нажать «далее». Это хороший метод, если держать себя в руках и не сделать 100 и еще одну подсказку. Русские не сдаются и не любят читать инструкции, помните об этом и будьте лаконичны.
  • Сегментированный онбординг подстраивается под запросы пользователя. Например, у вас обучающая платформа со множеством курсов. После регистрации клиент увидит всплывающее окошко или несколько, с вопросом: «Какой курс планируете изучить?», в зависимости от варианта ответа будет предложена своя схема подсказок. Хороший способ, который требует тщательного анализа потребностей и поведенческих особенностей ЦА.
  • Контекстные подсказки всплывают только при наведении курсора на кнопку. Если не быть Капитаном Очевидность и не объяснять, как пользоваться «Личным кабинетом», то получается вполне уместный и дружелюбный онбординг.
  • Геймификация. За выполнение определенных действий, которые помогают познакомиться с продуктом, юзер получает различные бонусы. Хороший способ вовлечения, но требует внушительного бюджета.
  • Скрытые подсказки. Окошки не всплывают, ничто не отвлекает посетителя, однако в нужных местах интерфейс несколько отличается: участок экрана подсвечивается другим оттенком, текст движется и пр. Это ненавязчивый, но в тоже время интригующий способ обучения.
  • Пустые экраны — популярный способ онбординга. Вы регистрируетесь в приложении или социальной сети и видите пустой экран, а на нем надпись: «Здесь еще ничего нет. Начните диалог. Добавьте фото» и пр. Пользователь чувствует себя контент-мейкером, это приятно.
  • Демо — антипод пустых экранов. Пользователю предлагается демо-версия, которая наглядно демонстрирует возможности сайта. Тоже довольно популярный способ онбординга.

Выбирая форму реализации хорошенько проанализируйте свою аудиторию. Оцените степень «компьютерной грамотности», наверняка людям старшего поколения требуется чуть больше подсказок, а детям понравится геймификация. И наоборот, опытных юзеров будут раздражать очевидные подсказки. Одно неоспоримо — онбордингу быть!