Содержание:

Что такое андрагогика?

Всем известно, что педагогика – это наука об образовании, воспитании и развитии детей. Однако не каждый слышал, что есть еще андрагогика. Она занимается разработкой эффективных методов обучения взрослых людей.

По оценкам авторов исследования EdMarket Research, к 2030 году доля непрерывного образования в мире составит 8 % – столько же, сколько дошкольное
По оценкам авторов исследования EdMarket Research, к 2030 году доля непрерывного образования в мире составит 8 % – столько же, сколько дошкольное

Термин «андрагогика» ввел немецкий педагог Александр Капп в 1833 году, определив его как педагогику для взрослых. Тогда понятие не получило широкого применения, потому что в XIX веке профессию выбирали, как правило, в молодом возрасте и на всю жизнь. На одном предприятии или в одной сфере могли работать несколько поколений семьи, и это считалось нормальным.

Андрагогика стала популярной после Второй Мировой войны, когда многие столкнулись с необходимостью профессиональной переподготовки. В российской науке термин «андрагогика» появился в 1990 году после публикации работы доктора педагогических наук Сергея Змеева «Теория обучения взрослых (андрагогика) за рубежом на современном этапе».

Принципы андрагогики

В 1980-х годах стремительное развитие технологий заставило предприятия перестраивать работу производства, автоматизировать процессы. Профессии, которые еще вчера были востребованными, оказались не нужны. У миллионов людей возникла необходимость срочно переучиваться, менять свою деятельность.

В это же время американский педагог Малколм Ноулз выпустил фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых:

  • Взрослые – самостоятельные люди, которые понимают свои цели, возможности и осознают себя как индивидуумы. Поэтому они должны управлять своим развитием, участвовать в разработке плана обучения.
  • У взрослых, в отличие от детей, есть опыт, и потому обучение должно строиться на имеющихся знаниях.
  • Взрослые имеют практические причины учиться, связанные с работой или личными целями. Для достижения лучших результатов им важно иметь возможность сразу начать применять полученные знания на практике.
Исследование EdMarket Research показывает, что в онлайн-образовании среди взрослых наиболее востребовано изучение иностранных языков
Исследование EdMarket Research показывает, что в онлайн-образовании среди взрослых наиболее востребовано изучение иностранных языков
  • Взрослые имеют внутреннюю мотивацию, направленную на решение их проблем. Если программа осваивается только из-за требования начальства, толку от ее прохождения не будет. Важно самостоятельно определить, какой навык или знание «прокачивается», и управлять фокусом внимания.
Согласно данным EdMarket Research, внутренняя мотивация при онлайн-обучении отсутствовала только у 1 % пользователей
Согласно данным EdMarket Research, внутренняя мотивация при онлайн-обучении отсутствовала только у 1 % пользователей

Современная наука выделяет больше принципов, но они основываются на тех, что обозначил Ноулз:

  • Приоритет самостоятельного обучения. Взрослый человек самостоятельно контролирует процесс: подбирает программы, необходимый материал и знакомится с ним.
  • Совместная деятельность. Взрослый хочет ощущать себя на равных не только с одногруппниками, но и с преподавателем.
  • Использование жизненного опыта. Прежде всего речь о профессиональном и социальном опыте, но бывает, что в ходе его получения появляются личностные установки, которые мешают усвоению новых знаний. Тогда их необходимо корректировать.
Данные из статистического сборника «Индикаторы образования: 2020», подготовленного НИУ ВШЭ
Данные из статистического сборника «Индикаторы образования: 2020», подготовленного НИУ ВШЭ
  • Системность обучения. Принцип основан на соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов.
  • Контекстность обучения. С одной стороны, обучение преследует важные для обучающегося цели, а с другой – строится с учетом его профессиональной, социальной, бытовой деятельности и сопутствующих условий. Поэтому сначала необходимо проанализировать, насколько востребованными окажутся приобретенные знания, умения.
  • Актуализация результатов. Принцип основан на необходимости сразу начать применять полученные знания на практике.
  • Элективность обучения. Означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов.
  • Индивидуальный подход к обучению. Этот принцип основан на том, что обучающийся создает свою программу, которая ориентирована на его потребности и учитывает наличие свободного времени, финансовых ресурсов и другие ограничения.
  • Рефлективность. Принцип основан на сознательном отношении к обучению и организации образовательного процесса.
Согласно сборнику «Индикаторы образования: 2020», в 2018 году обучение по дополнительным профессиональным программам завершили все слушатели
Согласно сборнику «Индикаторы образования: 2020», в 2018 году обучение по дополнительным профессиональным программам завершили все слушатели
  • Развитие образовательных потребностей. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности.

Особенности андрагогики

Обучение взрослых кардинально отличается от обучения детей. Если заставить взрослого проходить курсы просто потому, что надо, он сделает это для «галочки», а знания окажутся неусвоенными.

В отличие от ребенка, у взрослого есть опыт, через который он воспринимает новую информацию, ограничения, которые могут мешать (необходимость зарабатывать деньги, заботиться о близких и т. п.), определенное видение своего будущего. Учебная программа должна это учитывать.

Согласно четвертому Всемирному докладу об обучении и образовании взрослых ЮНЕСКО, не все работодатели готовы увеличить расход на получение дополнительного профессионального образования своими сотрудниками.

Те, кто готовы вкладывать деньги в повышении квалификации сотрудников, имеют конкурентное преимущество. Чем большим количеством знаний обладают работники, тем большую отдачу получает организация. Кроме того, готовность компании вкладывать средства в развитие сотрудников позволяет повысить их лояльность.

Важность повышения квалификации персонала пока понимают не все российские работодатели. В 2019 году оплачивать дополнительное образование были готовы менее 15 %
Важность повышения квалификации персонала пока понимают не все российские работодатели. В 2019 году оплачивать дополнительное образование были готовы менее 15 %

Отличаются схемы, методы обучения. При обучении ребенка главную роль играет учитель, в андрагогике она отводится обучаемому. Задача преподавателя – направить процесс.

Количество теории уменьшается. Большая роль отводится практическим занятиям. Проводятся деловые игры, дискуссии, разбираются кейсы, решаются определенные производственные задачи, то есть взрослому человеку необходимо наглядно видеть, как полученные знания и навыки могут помочь в дальнейшем.

С учетом этих принципов выстроены все курсы TeachLine. После каждого занятия участники выполняют практические домашние задания, а преподаватель дает по ним обратную связь.

Читайте также: Кейс: как мы обучили 70 человек за 4 дня продвижению в Instagram во время самоизоляции

Разделы андрагогики

Общая наука делится на разделы.

  • История андрагогики исследует теорию и практику образования и воспитания взрослых.
  • Социальная андрагогика помогает социализации взрослого человека.
  • Дефектологическая направлена на людей со специальными потребностями.
  • Профессиональная разрабатывает теорию и методику дополнительного профессионального образования.

В последнее время набирает популярность работа с людьми, которые потеряли работу или находятся на грани увольнения. Это тоже специальные разделы андрагогики.

Андрагогика: методы обучения

При обучении детей часто используется пассивный метод, когда главная роль отводится преподавателю. Для взрослых он не подходит. Рассказываем, какие методы использует андрагогика.

  • Активный. Во время лекции преподаватель может не просто зачитывать теорию, а вызывать на диалог, задавать вопросы, просить сымитировать ситуацию. К активному методу относятся кейс-технологии, дидактические игры. Может использоваться как один из этих приемов, так и их комбинация.
  • Интерактивный. Взаимодействие с преподавателем и одногруппниками еще плотнее, чем при использовании активного метода. Преподаватель лишь занимается общей организацией занятия и регулирует процесс его проведения. Задача – научить самостоятельному поиску и анализу информации.

Во время занятия может использоваться мозговой штурм, круглый стол, деловые и ролевые игры, ситуационный анализ, мастер-классы и другие методики.

Заключение

Мы живем в постиндустриальном мире, где современные технологии упрощают механический труд, фрилансеры выполняют проекты для разных компаний, а спрос в креативных областях растет. Все это требует получения новых навыков и изменения отношения к организации работы. Поэтому не стоит думать, что, если вам перевалило за 30, 40 или 60 лет, получать знания ни к чему. Непрерывное образование – тренд современности и игнорировать его в постоянно меняющихся условиях жизни не стоит.

Читайте также: Можно ли переполнить мозг, если много учиться?