Содержание:

Развитие технологий не только меняет жизнь людей, но и открывает новые возможности для ведения бизнеса. Яркий пример этому — маркетплейсы. Что это и для кого, рассказываем в статье.

Что такое маркетплейс

Маркетплейсы — это торговая площадка, на которой представлена продукция от разных продавцов. Представьте рынок: там много палаток с разными или идентичными товарами. Вы ходите, выбираете продукт, который лучше представлен и с наилучшей ценой. Иногда прислушиваетесь к советам друзей (у кого лучше купить) или расспрашиваете продавцов о характеристиках товара. Сам рынок вам ничего не продает. Это делают продавцы, которые снимают там «закуток». Маркетплейс — тоже самое, но в онлайне.

Самый яркий и известный пример маркетплейса
Самый яркий и известный пример маркетплейса

Интернет-магазин — не маркетплейс. Он представляет собственный бизнес, владелец самостоятельно «раскручивает» сайт, привлекает трафик и так далее. Маркетплейс не ориентирован на конкретную компанию, а заинтересован в продажах в целом. Он диктует свои правила для продавцов.

Задача маркетплейса — привлекать трафик на платформу, обеспечивать продвижение товаров, увеличивать продажи продавцов и делать интерфейс сайта понятным и удобным.

Задача продавцов — загрузить информацию о продукте (фотографии, характеристики), поставлять его на склады маркетплейса.

Маркетплейсы зарабатывают на:

  • на комиссиях, логистике и хранении товаров. Каждый маркетплейс устанавливает свои правила для категорий продуктов. Вот, какие тарифы предлагает Wildberries для селлеров.
Маркетплейсы
  • на рекламе и объявлениях. Платформы постоянно запускают акции и спецпредложения. Для участия в них нужно платить. Реклама на главной странице платформы, тоже платная.
Маркетплейсы
  • на оплате за лид. Например, на Profi.ru клиент оставляет заявки, откликнуться на которые стоит денег.

Какие есть маркетплейсы

Маркетплейсы можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, какой тип продукта они предоставляют:

  • продажа товаров — Wildberries, Ozon, AliExpress, Amazon, Яндекс.Маркет, Сбер МегаМаркет и другие;
  • продажа услуг — биржи фрилансеров: FL.ru или Etxt, Booking, UBER, Яндекс Go;
  • продажа информации и нематериальных благ — Spotify, Twitch, Google Play или AppStore.
  • инвестиционные и финансовые биржи, площадки краудфандинга — Маркетплейс ЦБ, Boomstarter, Planeta.

Кому и зачем идти на маркетплейсы

На рынок может выйти любой человек или бизнес. Но, заранее нужно изучить все плюсы и минусы, чтобы определить, выгодно это для вас или нет.

Преимущества:

  • продажи с нуля. Не нужно иметь собственный бизнес, сайт и даже свой товар, чтобы начать продавать на маркетплейсе. Нужно получить статус ИП или ООО, зарегистрироваться на платформе и закупить товар. Ну, и конечно, тщательно изучить всю информацию о работе маркетплейсов;
  • экономия времени и денег на доп.затраты. Так как платформы сами привлекают трафик и занимаются продвижением товаров, то не нужно тратиться на seo-специалистов, программистов и так далее. Также, не понадобится тратить время на раскрутку сайта, чтобы начать продавать;
  • быстрый выход на зарубежный рынок. Можно продавать на AliExpress, Amazon и других площадках;
  • лояльность клиентов. Каталогу товаров малоизвестного сайта пользователь могут не доверять. Если же ваш товар увидят на известном маркетплейсе, их доверие может повыситься. Кстати, платформы обычно занимают первые позиции в поисковой выдаче;
  • пассивная продажа. Не нужно думать о логистике (способах доставке товаров покупателям), отслеживать покупки, искать клиентов. Все, что нужно — заполнить карточку товара и поставлять продукт на склад.

Недостатки:

  • много конкурентов. Очень много. Часто пользователи ищут от самых дешевых и популярных товаров. Чтобы выйти на первые позиции, нужно иметь продукт с минимальной ценой или высоким рейтингом. Первый вариант для новичков самый реальный, но невыгодный;
  • комиссии и штрафы. Площадки взимают оплату за пользование маркетплейсов. Также могут брать штрафы. Например, за неправильную маркировку Wildberries взимает 150 рублей с одного товара. За 1000 таких — уже 150 000 рублей. Так можно и в минус уйти на ошибках;
  • блокировки. Если не соблюдать все требования площадки, то аккаунт или товары могут забанить.

Итак, преимуществ, конечно, много. Да и минусы не существенные — их можно избежать, если тщательно изучить всю информацию, включить перфекционизм и несколько раз проверять перед заполнением карточек и поставкой товара.

Остаются конкуренты — самое сложное. Вы должны знать «врага» в лицо, чтобы просчитать все риски. Например, если в вашей категории товаров уже представлен на платформе крупный известный бренд, который готов выкупать рекламу, имеет невысокую цену на продукт и высокий рейтинг — сможете ли его обойти?

Также, важно просчитать все риски. Разыграйте самый худший вариант — уйдете ли вы в минус и на сколько. Если при выходе на маркетплейс при наихудшем варианте развития события вы выйдете в ноль, то не страшно. Все, что вы потеряете — время.

Есть ряд направлений, которым точно не подойдут маркетплейсы:

  • скоропортящиеся продукты, например, торты (они не могут ждать своего часа на складах);
  • узкоспециализированные направления, например, источники бесперебойного питания (они затеряются среди продуктов массового потребления);
  • товары премиум-класса, например, бриллиантовое колье (ЦА просто не ищет такие изделия на маркетплейсах).

Все остальные — велком.