Содержание:

Какой предприниматель не мечтает модернизировать производство и сократить расходы? Правильно, любой. Способов придумано уже не мало. Давайте разберем один из самых популярных, который завоевал мировое признание и постепенно укореняется на территории постсоветского пространства.

Lean management или «методика бережливого производства» была изобретена сотрудником японской компании Тойота Тайити Оно. После Второй Мировой войны у автоконцерна наступили тяжелые времена: производство автомобилей обходилось дорого, но люди не могли себе позволить покупать машины за такую сумму. Тойоте было сложно конкурировать с детищем Генри Форда. Тогда компания решила полностью сменить тактику: в то время, когда Ford выпускал больше автомобилей, чем требовалась, Toyota делали машины строго в соответствии со спросом. Это было созвучно одному из новых постулатов — уменьшение запасов.

Вообще, lean сложно назвать методологией, это скорее философия «разумного» производства. Каждая отрасль сама решает, какие принципы ей подходят и как их применять на практике. Никто не сможет дать вам четкую пошаговую инструкцию. Наоборот, это постоянный процесс, в который должны быть вовлечены все сотрудники. В теории все просто: не нужно тратить время и ресурсы попусту, если возможно улучшить — улучшайте.

Важен командный подход. Принцип такой: каждый сотрудник в своей области разбирается априори лучше остальных, он знает, что «выстрелит», а что бесполезная трата времени. Руководитель должен не только прислушаться, но и предоставить возможность протестировать теорию на практике. Только так можно действительно оценить эффективность.

Запомните три важных термина: муда, мура, мури. Эти японские слова обозначают 3 всадника Апокалипсиса, которые тянут бизнес на дно, и от которых нужно избавляться.

Основные проблемы, с которыми борется бережливое мышление
Основные проблемы, с которыми борется бережливое мышление

Муда означает отходы и неразумные траты. Давайте разберем на примере веб-студии, которая занимается разработкой сайтов для сторонних компаний. Итак, накопленные незавершенные задачи (сайты, которые ждут согласования уже 5 месяц, проекты, которые зависли на стадии договоренности и пр.) — это муда. Сюда также можно отнести: неполадки с оборудованием, переизбыток рабочих программ, которые снижают скорость работы ПК сотрудников, хаотичный сбор и хранение информации, плохое интернет-соединение, устаревшее оборудование, отсутствие необходимых в работе программ и софтов, низкая эффективность сотрудников, которые не соблюдают ТЗ и пр.

Мура — это причины, из-за которых образуются муда. Главная беда — неправильное или вовсе отсутствие планирования. Например, в разработку взяли несколько сайтов, 2 недели активно ничего не делали, а потом загорелись огни дедлайнов и работа выполняется наспех, глобальные проблемы так и остаются висеть, задачи копятся, а эффективность уменьшается.

Мури — препоны и сложности в работе. Ну, например, вы повесили на верстальщика вдруг работу дизайнера. Даже если он самостоятельно обучался, вряд ли ему удастся все сделать, как положено. Или дали плохое ТЗ, после которого нужно переделывать задачу еще несколько раз. Или у вас между сотрудниками не налажена коммуникация: они не умеют взаимодействовать друг с другом, либо приходится передавать пожелания через кого-то, что очень усложняет процесс.

Lean-методология предполагает, что вы будете бороться не с препятствиями, а с причинами. Это экономит силы. Бережливое производство ставит новые задачи перед бизнесом:

  1. Цель компании. Чем ценно предприятие для клиента, какие проблемы оно способно закрыть?
  2. Контроль процесса. Нужно постоянно анализировать каждый этап производства и быстро реагировать на возникшие сложности. Для этого необходимо задействовать всю команду и обязательно поощрять предложения.
  3. Вовлеченные сотрудники. Задача руководителя замотивировать работников, предоставить все условия для эффективной работы и воплощения идей.

Внедрить lean-методологию не сложно, но это перманентный процесс, нужно следить постоянно и на всех этапах. Зато, это гибкая система, принципы которой актуальны для каждой отрасли.