Содержание:
Кто такой бренд-менеджер - изображение 1

Каждый бренд-менеджер — маркетолог, но не каждый маркетолог — бренд-менеджер. Если хотите, бренд-менеджер — это человек-мультиинструменталист. Что делает бренд-менеджер? Закрывает огромное количество задач величиной с небоскребы Сити:

  • разрабатывает стратегию продвижения бренда;
  • анализирует конкурентов и ЦА;
  • постоянно мониторит репутацию компании. И не только в социальных сетях, но и офлайн: проводит анкетирование, составляет фокус-группы и пр.;
  • отрабатывает негатив: отвечает на гневные сообщения в соцсетях (обычно, если ситуация патовая), доносит их руководителю и предлагает решение. А потом следит, чтобы все было исполнено, как положено;
  • анализирует рынок, формирует цены и ассортимент. Бренд-менеджер должен быть в тренде еще до того, как тренд появился. Поэтому от представителя этой высшей профессиональной касты требуют хорошего знания английского — подсматриваем за Западом, крадем, как художники;
  • создает продукт вместе с производственным отделом и маркетологами;
  • формулирует понятное ТЗ для ключевых членов команды;
  • планирует каналы сбыта;
  • прогнозирует объем продаж и предлагает идеи для увеличения спроса;
  • взаимодействует со СМИ, PR-службами, участвует в организации мероприятий и следит, чтобы все было исполнено по канонам бренда;
  • отчитывается! Цифры не врут, поэтому бренд-менеджер готовит для руководителя презентации, графики и километровые отчеты в Excel.

Функционал бренд-менеджера шире, чем у маркетолога. Мы сейчас про классического маркетолога, а не расширенную версию, когда на бедолагу спихивают все, что только можно.

У каждого свои запросы к менеджеру по развитию бренда и они не всегда ограничиваются списком, который мы привели выше. Если бренд-менеджер стоит у истоков, ему придется довольно трудно, объем работы будет впечатляющий. Если компания давно на рынке и не планирует глобального ребрендинга, новому бренд-менеджеру будет чуточку легче.

Если позволите, то бренд-менеджер — это создатель. Именно этот человек должен генерировать идеи и следить за ходом их исполнения. На плечах бренд-менеджера колоссальная ответственность — неправильная стратегия, неконкурентная цена, неверное позиционирование марки и все — крах и провал.

Где меня научат?

Если проанализировать открытые вакансии, чаще всего от бренд-менеджеров требуют наличие высшего профессионального образования в сфере маркетинга, PR или экономики. Но этого будет недостаточно. Без дополнительных курсов и личностного хакинга не обойтись — слишком многое надо уметь.

И если креатив можно приравнять к таланту, то навыкам эффективного управления, маркетингу и PR, психологии потребителя и умению выстраивать эффективную коммуникацию нужно поучиться. Благо, сейчас есть масс полезных, эффективных и коротких курсов. Как онлайн курс «Комьюнити-менеджмент» от TexTerra, где научат выстраивать отношения с аудиторией бренда, отрабатывать негатив, превращая недовольных в адвокатов бренда. Да, так тоже можно.

Пригодятся и курсы тайм менеджмента — 24-х часов в сутки будет явно не хватать. И иностранные языки лучше подтянуть, иначе как выводить бренд на международный уровень?

Кто такой бренд-менеджер - изображение 2

Чем не должен заниматься бренд-менеджер.

Вы наверняка думаете, что бренд-менеджер — биоробот и вообще машина! Хочется сказать, что так и есть, но мы проверяли — дышат и кофе пьют. На самом деле не все так страшно. Работать можно, если:

  • не делать работу за других. Это первое правило, чтобы не сойти с ума. Основная обязанность бренд-менеджера — наладить бизнес-процессы. Учитывая количество лиц, с которым взаимодействует специалист, физически невозможно делать все самому. И не нужно! Бренд-менеджер — не дизайнер, не SMM-специалист, не производитель и не продажник. Но для всех перечисленных он составляет грамотное ТЗ.
  • разделить ответственность. Не смотря на внушительный список полномочий, бренд-менеджер тоже подчиненный, и не должен взваливать на свои плечи все, даже если руководитель пытается это сделать. А вот помочь вывести бизнес на новый уровень и подготовить эффективное предложение — это задача бренд-менеджера.
  • не собирать команду. Наоборот, хороший менеджер по развитию бренда сплотит и организует уже имеющуюся. Может и привлечь своих специалистов, но точно не должен.

Какие варианты развития карьерного пути?

Бренд-менеджеры хорошо работают и хорошо получают. Начинающий специалист в Москве имеет от 50 тысяч рублей в месяц, а уже через 3-4 месяца может выйти на доход в 80-100 тысяч рублей. Потолка в суммах гонорара практически нет. Руководители, которым удалось найти «своего» специалиста дорожат ценным кадром и платят хорошо, лишь бы не ушел. Но какие еще есть пути развития? В конце концов, и профессиональное выгорание рано или поздно наступает. И что тогда? А тогда, друзья, вперед, в акулы бизнеса. Эта профессия — отличный симулятор для будущих предпринимателей. Вы потренируетесь на чужих ошибках, изучите все бизнес-процессы изнутри, обзаведетесь связями и найдете хороших подрядчиков. Почему бы не открыть свое дело?

Если перипетии предпринимательства вам претят (повторите без запинки?), вы легко можете стать бизнес-консультантом или коучем. Делиться опытом — бесценно.