Чтобы приготовить пирог, нужно смешать необходимые ингредиенты, добавить капельку любви и закинуть выпечку в духовку. 30 минут — и ваше блюдо украшает стол. С текстом такая же история не прокатит: точного рецепта нет. Но есть несколько правил, которые улучшат ваш материал, если что-то вас в нем смущает. Попробуйте применить их в деле!
Удаляйте первое предложение/абзац
Я серьезно. Попробуйте убрать начало, в которое вы вкладывали столько сил. Обычно именно в первом предложении или абзаце бывает вся вода, которую из текста надо выжать. К сути вы приступаете во втором предложении. Вот с него и начните материал. Приведу примеры из своих постов в Instagram. Буду их ухудшать и улучшать одновременно, чтобы показать разницу.
1 вариант текста: Уже неделю сижу на карантине. Сегодня тишину в доме нарушил стук в дверь. Открываем — полицейский и сотрудник социальной службы. Спрашивают, нужна ли нам помощь: продукты, лекарства и т.д. Разговаривают через дверь. Прячутся, почти не подходят. На лице медицинская маска, а в глазах — испуг и опасение. Разговор был недолгим, быстро ушли... 2 вариант текста: Тишину в доме нарушил стук в дверь. Открываем — полицейский и сотрудник социальной службы. Спрашивают, нужна ли нам помощь: продукты, лекарства и т.д. Разговаривают через дверь. Прячутся, почти не подходят. На лице медицинская маска, а в глазах — испуг и опасение. Разговор был недолгим, быстро ушли... |
Согласитесь, что второй вариант получился более интригующим? А я просто убрала скучный факт.
Нет канцеляризмам и штампам
Если вы работаете с текстом, скорее всего, знаете, что такое канцеляризмы и штампы. Известный писатель Л. Н. Толстой когда-то говорил про них: «Язык готовых выражений, штампов …тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга». Если вы хотите «затрагивать клавиатуру мозга» своего читателя, старайтесь писать без канцеляризмов и штампов. Всегда ищите замену, попробуйте представить, что бы вы сказали в устной речи. Пишите так, как рассказали бы историю другу.
У журналистов на ТВ есть даже такое правило: «Расскажи маме». Суть в том, что в начале каждого предложения нужно добавить слова «Знаешь, мама...». Если получается складная история, нигде не запинаетесь во время чтения, значит, вы написали хорошее предложение.
Напоследок вспомним, каких слов и выражений не должно быть в тексте:
- Оказывать помощь
- В целях повышения качества обслуживания
- Взаимовыгодное партнерство
- На текущий момент
- Создавать неудобства
- Во избежание
- Нельзя не отметить
- Находиться в состоянии и пр.
Больше глаголов
Известный редактор Максим Ильяхов считает, что предложения с отглагольными существительными слабые. Силу и мощь им добавляют глаголы: сразу появляется движение и развитие. Добавьте в ваши предложения жизнь — глаголы — и они заиграют новыми цветами. Покажу волшебство на примерах.
Наша компания осуществляет реализацию мебели — Компания реализует... Мы производим финальный ремонт — Мы ремонтируем... Агентство занимается созданием сайтов — Агентство создает... |
Не забывайте про сервис «Главред», который поможет найти в вашем тексте слабые места. Он расскажет, где не хватает глаголов, есть лишние местоимения и как нужно изменить предложение.
Меньше прилагательных
Описания — это прекрасно. Но когда их очень много, текст становится слишком лиричным. А у современного пользователя времени на очередной роман «Война и мир» практически нет. Даже Константин Паустовский на эту тему писал: «Два прилагательных к одному существительному может позволить себе только гений».
Чтобы текст был интереснее, лучше добавьте вместо прилагательного сравнительный оборот. Всегда работает!
Удаляйте неконкретные и сложные слова
С точки зрения банальной эрудиции, далеко не каждый индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных абстракций… Помните это предложение? Раньше казалось, что так разговаривают только ученые. Сейчас же много копирайтеров, которые пишут примерно так же. Сложно и непонятно.
Вдохните в текст простоту — обычные слова, удалите то, что не несет никакого смысла. И вы увидите, как преобразится ваш материал!
Используйте синонимы, антонимы, омонимы и т.д.
Если бы в мире было мало слов, он был бы ужасно беден и скучен. И все романы, рассказы не влюбляли бы в себя смыслами и цитатами. К счастью, русский язык богат на синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и пр. Используйте это в своих текстах, играйте со словами! Заменяйте одинаковые на синонимы, ищите вариации в онлайн-словарях или закромах своей памяти. Кстати, читать словари вместо книг тоже полезно: выучите новые слова, которые потом используете в своих материалах.
1 вариант текста: В ожиданиях все было красиво. Гребешь красивыми ручками, чувствуешь толчок волны моря и красиво встаешь на доску. Возвышаешься над морем, как статуя Свободы, и ловишь ощущение настоящего кайфа. 2 вариант текста: В ожиданиях все было красиво. Гребешь накачанными ручками, чувствуешь толчок волны и эффектно встаешь на доску. Возвышаешься над морем, как статуя Свободы, и ловишь ощущение настоящего кайфа. |
Сокращайте длинные предложения
Тук-тук- тук...Тук-тук-тук...Слышите? Это мелодия текста. Такая же как у поезда, который несется на скорости. Она одинаковая, нигде не ломается и слушается/читается на одном дыхании. Если ваш текст перегружен длинными предложениями, темпа не будет. Если короткими, не будет движения. Важно найти золотую середину.
Конечно, это не значит, что как в азбуке Морзе предложения должны быть строго по порядку «Короткое — Два длинных — Короткое — Два длинных». Такого правила нет.
- Просто делите очень (очень!) длинные предложения на более короткие.
- Но при этом сохраняйте в тексте и те, и те.
Бонус: поговорим про сторителлинг
Почему люди смотрят фильмы? Потому что там есть история. Почему они переживают за героев? Цепляет их история жизни.
Улавливаете суть?
-
Если в вашем тексте будет история с завязкой, кульминацией и развитием как фильмах и сказках, его запомнят.
-
Если герои рассказа будут делиться настоящими чувствами, им будут сопереживать.
-
Если история получится душевной, ваш текст дочитают.
Используйте сторителлинг в своих материалах и вы научитесь продавать через текст любой смысл. То, что обязательно должно быть в статье:
-
История
-
Герой/Герои
-
Детали
-
Развитие действия
-
Мораль или вывод
Личные размышления вместо заключения
Когда люди приходят к ювелиру, они точно описывают, какое кольцо хотят. Показывают примеры, рисуют эскизы, указывают размер. Когда приходят к копирайтеру, описывают что-то примерное. Потому что текст — субстанция сложная, неощутимая, его нельзя описать в нескольких словах. Для этого люди придумали технические задания, вопросы, которые должен решать текст. Но даже при их наличии материал может не понравиться заказчику. Потому что точного эскиза у текста не бывает.
Раньше я постоянно расстраивалась по этому поводу и пыталась подстроиться под клиентов. Потом поняла: это заказчики должны подстраиваться под наш стиль. Он или нравится, или нет — в этом и есть весь смысл.
Ищите свой стиль в текстах, ошибайтесь, меняйтесь и однажды вы придете к гармонии. Внутри себя. В своих работах. В отношениях с клиентами. Удачи!
А чтобы научиться видеть «нестыковки» в тексте и чувствовать написанный вами материал, советуем пройти наш курс «Редактура и фактчекинг». Техздание, редакционная политика, фактчекинг, полезные сервисы — мы подготовили для вас увлекательное путешествие в мир текста! Кажется, сейчас самое время заняться своим самообразованием. Начнете?