Грамотно составленное коммерческое предложение позволяет привлекать потребителей, партнеров и увеличивать продажи. Мы не понаслышке знаем об этом: как минимум 5 раз в месяц отправляем предложения клиентам, а наши коллеги из отдела продаж — 2-3 раза в неделю.
Мы собрали большой гайд по тому, каким должно быть коммерческое предложение и привели 14 типовых ошибок при его составлении. Читайте, сохраняйте и поделитесь с тем, кому будет полезно.
Что такое коммерческое предложение
Коммерческое предложение — это маркетинговый инструмент, задача которого донести до получателя информацию о конкретном продукте или услуге компании и представить выгоды кратко, четко и убедительно.
КП делится на три вида:
- Для «холодных» клиентов — если он с вами никогда или давно не контактировал: сторонние базы или «спящие» клиенты. Его задача — вызвать интерес у пользователя.
- Для «теплых» клиентов — коммерческое предложение рассылается по базе лояльных действующих клиентов с целью продвинуть их по воронке продаж.
- Для «горячих» клиентов — те, кто уже заинтересован конкретной услугой и коммерческое предложение отправляется по договоренности. Главная цель — закрыть сделку.
Общая задача компреда — рассказать клиенту про деятельность компании, ее услугах и заставить клиента совершить действие, в идеале, «склонить» его к долгосрочному сотрудничеству.
Важно: клиент просматривает десятки, если не сотни предложений от разных компаний, поэтому КП должно облегчать его жизнь и быть читабельным, не перегруженным ненужной информацией и предельно понятным.
Структура коммерческого предложения
Оффер. Суть коммерческого предложения, которую нужно описать одной максимум двумя фразами.
Хорошо |
Плохо |
Обучение сотрудников компании N продвижению в социальных сетях |
Расскажем все нюансы продвижения в социальных сетях, научим составлять портрет целевой аудитории, расскажем, как запустить таргетированную рекламу |
Разработка мобильного приложения за 1 месяц |
Умеем разрабатывать мобильные приложения, можем сделать в короткие сроки |
Основная часть. Обоснование значимости проблемы и решение с акцентом на выгоды получателя. Можно разбить на несколько слайдов: на одно выделить проблему, на другом — подход и решение.
Цена и ее обоснование. Наилучший вариант — указать точную цену. Бывают случаи, когда из-за специфики продукта и услуги, нельзя заранее просчитать стоимость, в таком случае указываем вилку цен с пояснениями. Если представляете несколько тарифов, выделите тот, который считаете оптимальным для клиента.
Схема взаимодействия. Опишите формат сотрудничества: как будет строиться работа. Также в этом пункте стоит рассказать о команде, которая будет взаимодействовать с клиентом. Люди предпочитают покупать у людей — не у обезличенных компаний.
Краткая информация о компании. Релевантная информация для клиента: историю компании писать не нужно.
Хорошо |
Плохо |
|
Наша компания начала работу в 2017 году. Изначально миссия проекта была нацелена на внутрикорпоративное обучение сотрудников компании, но с каждым разом мы получали все больше и больше запросов от клиентов на консультации по интернет-маркетингу. Тогда мы поняли и бла бла бла… |
Призыв к действию. Call-to-action бывает не только на сайте или в рекламе. Он должен быть везде, где вы преследуете цель, чтобы человек что-то сделал для вас. Коммерческое предложение — не исключение.
Клиент дошел до конца документа и что дальше? Вот несколько вариантов, чтобы ваш документ не был бездумно закрыт:
- Связаться, чтобы обсудить тарифы или детали — ссылка на электронную почту или номер телефона.
- Запросить договор — кликабельная кнопка, которая будет перебрасывать клиента на форму с полями для реквизитов.
Контактная информация. Оформите этот слайд так, чтобы клиент быстро считал ваши контакты.
Хорошо |
Плохо |
+7 (999) 999-99-99 |
89999999999 |
Иванов Иван Иванович, руководитель проекта, ivanov@ivan.ru, +7 (999) 999-99-99 |
Иванов Иван Иванович Руководитель проекта Телефон: +7 (999) 999-99-99 Электронная почта: ivanov@ivan.ru |
Как сделать коммерческое предложение «сильным»
Выдержать структуру компреда — это 30% успеха. Намного важнее, использовать приемы, которые усиливают документ и делают его презентабельным и «дорогим».
Факты
Кому вы поверите: продавщице, которая говорит, что товар свежий или этикетке на товаре со сроком годности? Конечно, второй вариант, потому что там есть подтверждение. В КП все тоже самое — чем больше фактов, тем достовернее ваш документ. Важно: предоставить аргументы нужно как можно скорее, иначе после «громкого» заявления клиент сразу закроет ваше предложение.
Например, обучить сотрудников SMM выгоднее, чем нанимать специалистов — заявление.
Ежемесячная оплата специалиста — 20 000 рублей, стоимость курса — 60 000 рублей. Уже через 3 месяца вы окупите затраты — факт.
Список клиентов
Работа с известными компаниями — не только достижение, но и подтверждение вашей экспертности. Даже, если это не «крупный» клиент, блок «С кем мы работали» подтверждает ваш профессионализм.
Исследования
Исследования оказывают такое же влияние, как и факты — с ними трудно поспорить. Кроме этого, люди склонны верить умным людям. Как, считаете, это правда?
Пользователи больше доверяют ученым, чем обычным людям. Это подтверждает исследование и проведенный эксперимент. Теперь верите?
Сравнение
С вероятностью 99% клиент будет сравнивать вашу компанию с другими — сделайте это за него. Конечно, не нужно указывать конкретного конкурента (это неэтично), лучше собрать средние данные по вашему продукту или услуге и привести в пример.
Кейсы
Если есть релевантные кейсы, их обязательно нужно показать. Так клиент будет наглядно видеть результат вашей работы «от А до Я». Кейс должен включать:
- Логотип компании.
- Ссылка на сайт или сообщество.
- Визуализация сферы деятельности.
- Изначальные цели и достигнутые результаты (хорошо работает в формате «было/стало».
- Отзыв клиента из первых уст с указанием его имени, фамилии и должности (если есть, добавить ссылку на социальные сети).
Блинов Антон, руководитель учебного центра TeachLine
Самое важное при составлении коммерческого предложения для b2b клиента — это подробно описанные выгоды, которые получит клиент если согласится работать с вами. Также, коммерческое предложение — лучший этап для ответа на возражения, которые могут возникнуть у потенциального клиента во время переговоров. Если вы это сделаете эффективно, конверсия менеджеров по продажам существенно вырастет: клиенты будут покупать «сами».
Рейтинг
Также, как люди верят ученым, они следуют за людьми с достижениями. Где вы купите хлеб: в обычном магазине или магазине, который попал в список «10 магазинов с самой свежей и вкусной выпечкой»?
Нет смысла искусственно создавать список, потому что заявление, должно быть подтверждено ссылкой на ресурс с рейтингом.
Числа и цифры
Цифры всегда эффективнее слов, за исключением, если их неправильно преподнести.
Хорошо |
Плохо |
Обучили 110 учеников |
Обучили более 100 учеников |
Ваша скидка составит 15 235 рублей |
Ваша скидка составит около 15% |
Мы 15 лет на рынке |
Мы много лет на рынке |
Мы отправляем как минимум 3 коммерческих предложений в неделю |
Мы отправили много коммерческих предложение |
Изображения
В условиях переизбытка информации в разных каналах мы привыкли не читать, а «проходиться» взглядом по тексту. Хорошее и уместное изображение позволит задержать внимание на слайде.
Графики
График отлично подходит для наглядного показа роста или динамики.Но и его можно испортить, если добавить много вводных, в которых сложно разобраться без пояснения.
Выделения и списки
Если текст будет оформлен визуально одинаково — сплошной текст, то воспринимать информацию будет сложно. Лучше делать так:
- Разбивать текст на смысловые блоки.
- Выделять важное.
- Располагать текст на каждом слайде по разному: на психологическом уровне это будет показывать, что в каждом блоке информация новая, и её нужно обязательно прочитать.
Важно: не заигрывайтесь, если ваше КП будет пестрить жирным шрифтом, курсивом и списками, а блоки текста будут скакать из угла в угол — то клиент просто не сможет сфокусироваться на важном. Если честно, он просто подумает, что над ним издеваются и закроет предложение.
Типичные ошибки в коммерческом предложении
Стандартные шрифты. Оформляйте КП соответственно вашему брендбуку — это касается и шрифтов.
Хаотичное расположение элементов. В дизайне есть правила размещения объектов: золотое сечение для изображений, модульные сетки для расположения объектов в журналах, на сайтах или презентациях. Правильное расположение информации — не только залог приятного внешнего вида, а удобство восприятия для читателя.
Наглядный пример:
Использование фонов, ухудшающих восприятие содержания. Белый шрифт на светлой-пестрой картинке — кошмар для читателя. Если вы не обладаете дизайнерским чувством прекрасного и не умеете правильно сочетать цвета, то возьмите за правило: «чистый» фон и стандартный контрастный цвет.
Использование стоковых изображений. Во-первых, счастливые люди из явно зарубежной компании, пожимающие друг другу руки, вызывают примерно такие же чувства, как широко улыбающаяся семья из рекламы Сolgate — далеко от реальности. Во-вторых, вы далеко не первый, кто использует такие изображения.
Использование диаграмм и графиков в разных стилях. Если вы не даете отрисовывать презентацию дизайнерам и используете стиль графиков из открытого доступа, то придерживайтесь одного формата.
Клише, не несущие информационную нагрузку. Не используйте то, что только отнимет время клиента: излишняя художественности, слова-паразиты, «реферансы» и клише.
Хорошо |
Плохо |
Мы можем адаптировать программу под ваши запросы |
Обратите особое внимание на это — мы можем адаптировать программу под ваши запросы |
Спасибо за внимание Будем ждать обратной связи |
Мы очень старались и надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами |
Отсутствие позиционирования. Если вы скажете о себе, что помогаете бизнесу расти, то сольетесь с огромной массой таких же, как вы. Клиент, в таком случае, будет выбирать по ценовому предложению и остановит выбор на более дешевом варианте. Все правильно: зачем платить больше, если он как и все, поможет мне вырасти?
Четко определите ваше УТП — что вы можете предложить такого, что нет у конкурентов.
Хорошо |
Плохо |
Пишу тексты, которые берут за душу каждого читателя и превращают в потенциального клиента |
Пишу тексты для бизнеса |
Попытки убедить клиента в том, в чем он уже убежден. Клиент понял, что ему необходимо обучить своих сотрудников маркетингу. Он обратился за помощью. Вместо помощи, ему начали рассказывать о том, как и почему необходимо знать маркетинг в современном мире. Это совершенно нелогичный ход.
«Размазывание» смыслов. Не нужно писать в нескольких предложениях то, что можно сказать тремя словами.
Хорошо |
Плохо |
Что мы предлагаем:
|
Наша компания может предложить ряд услуг для вашего бизнеса. Например, готовая программа по выбранному курсу или создать с нуля, отталкиваясь от вашего запроса. |
Обилие местоимений. Перегружает текст и «цепляет» глаз — в плохом смысле.
Хорошо |
Плохо |
Разрабатываем индивидуальные программы с полным погружением в проект. |
Мы разрабатываем индивидуальные программы с полным погружением в Ваш проект. |
Длинные списки с перечислением. Ранее мы писали, что списки — это хорошо. Но и их можно испортить, если сделать перечисление на несколько слайдов. В таком случае, лучше вынести список на отдельный документ и указать на него ссылку в презентации.
Усложнение восприятия услуги. Если клиент обращается к вам за услугой, значит он хочет довериться специалистом и сэкономить свое время. Старайтесь избегать профессиональных формулировок, которые требуют изучения для клиента.
Хорошо |
Плохо |
Мы воспользуемся рекламным инструментом для автоматизации процесса запуска рекламы |
Мы будем парсить аудиторию, чтобы запустить ретаргетинг |
Устаревшие логотипы площадок. Проверяйте актуальность иконок и меняйте при необходимости.
Низкое качество документа на выходе. Пересмотрите ваше коммерческое предложение после сохранения и проверьте: не сместились ли блоки, какого качества изображения, все ли ссылки кликабельны.
Коммуникация с клиентом до и после отправки коммерческого предложения
Нельзя просто взять и «кинуть» клиенту коммерческое предложение. В идеале, презентовать компред лично, в таком случае, вы будете уверены, что заказчик просмотрел всю информацию. Если возможности нет — нужно поддерживать связь по почте. Несколько советов, как правильно коммуницировать с клиентом, который пришел к вам за услугой и запросил коммерческое предложение:
- Установите дедлайн и зафиксируйте в письме после разговора. Совет — берите на один день больше: у вас будет запас в случае форс-мажора или вы отправите КП на день раньше — это покажет ваш профессионализм и ответственность.
- Напишите сопроводительное письмо к компреду. Не стоит перечислять все пункты, которые вы раскрыли в КП, намного важнее, напомнить, что вы ждете от клиента после прочтения.
- Напомните, что ждете ответа. Если клиент не сказал, когда даст ответ по КП, спросите его сами через пару дней.
- Действуйте. Если клиент не дал четкого ответа на ваш призыв, спросите его напрямую.
Желаем удачи и сильных коммерческих предложений!