Содержание:

«Сомневайтесь! Всегда и во всем сомневайтесь!» — говорили нам на парах по журналистскому мастерству. А теперь и я всем вокруг твержу то же самое. На каждого из нас ежедневно обрушивается лавина информации, большая часть которой состоит из мусора: непроверенных фактов, искаженных данных и откровенной лжи. И очень важно уметь выбраться из этой лавины с целой, не изломанной картиной мира. Но еще важнее и самому транслировать правдивую информацию. Это касается всех авторов и копирайтеров, не только журналистов.

Что такое фактчекинг? Кому и для чего он нужен? Давайте разбираться вместе.

Существуют два антипода: «факт» и «фактоид».

Первый — неподкупный и строгий герой, который стоит на страже правды. Он подчиняется только цифрам и подтвержденным исследованиям.

Второй — лукавый искуситель, который нашептывает юному автору на ушко: «Ну и что, что нет доказательств, полуправда тоже хороша, тоже сгодится. Зато посмотри, как подходят все аргументы, сразу так логично, и искать исследования не нужно». И как же хочется поддаться искушению. Но не надо, — даже там, где вам кажется это неважным.

Я часто привожу этот пример. Дано: магазин кукол. Куклы потрясающие — похожи на пятилетних девочек, с длинными ресницами и роскошными волосами, которые можно мыть и укладывать. И куклу можно купать. Но есть одно но: прекрасные ресницы отклеиваются от контакта с водой. О чем нам не преминула сообщить расстроенная клиентка. Справедливости ради заметим, что эта информация была дана в разделе «Вопрос-ответ», но в описании товара ее не было. И клиент прав в своей претензии: по нашей вине испорчена любимая игрушка дочери. А кто виноват? Копирайтер и редактор — не проверили. А теперь угадайте, кому больше не дадут заказ? Правильно, копирайтеру.

Как проверять факты, если вы работаете с конкретным продуктом или пишете статью, а может, пост? Во всех случаях можно прибегнуть к следующим способам:

  • Первый и самый верный — запросить эксперта. Наверняка в компании работает такой человек, который лучше остальных разбирается в продукте. Попросите менеджера, с которым сотрудничаете, предоставить вам информацию. Еще лучше — составьте самостоятельно список вопросов и отдайте менеджеру, который делает заказ. Объясните, что это важно для качества текстов.
  • Второй, любимый многими — погуглить. Интернет — наше спасение и наша погибель. Очень много фактоидов подстерегает нас на виртуальных просторах. Ваша задача заключается в том, чтобы найти проверенные источники. Что можно считать проверенными источниками? Научные исследования. Только не доверяйте первой же ссылке, вы должны найти первоисточник. В Рунете его может не оказаться, тогда проверяйте зарубежные сайты.
    • Адекватные крупные СМИ с хорошей репутацией: «Медуза», «Серебряный Дождь», «Эхо Москвы». Но даже на старуху бывает проруха. Поэтому не перепечатываем бездумно факт, а ищем первоисточник.
    • Блогеры, которые ведут экспертные блоги. Это прозвучит странно, но все же есть блогеры, как правило, с журналистским бэкграундом или большим запасом совести, которые после каждого своего поста приводят ссылки на источники информации в сториз. Но надо постараться, чтобы их найти.
    • Специальные каналы, которые занимаются опровержением фактоидов. Из русскоязычных выделяются два ресурса: «Проверочная» https://t.me/checkroom и «Лапшеснималочная» https://noodleremover.news/.

Лайки и количество подписчиков — не показатель правдивости. Блогеры, да и другие медийные личности обожают хайповать. Это их хлеб, если хотите. В погоне за охватами все цели и средства хороши. Именно поэтому на просторах интернета так вольготно живется антипрививочникам, пропагандистам сыроедения и интервального голодания. С последним недавно случился скандал.

Японский микробиолог Ёсинори Осуми получил Нобелевскую премию за свое открытие. Он проводил эксперимент на дрожжах и доказал, что клетки способны самостоятельно разрушать и уничтожать собственное содержимое, то есть открыл механизм аутофагии. Но повторимся, на дрожжах. Журналисты и блогеры-зожники подхватили эту информацию и трансформировали ее, дабы создать шок-контент. Придерживались контент-мейкеры следующей логики: дрожжи относятся к ядерным организмам, как и человек. Процесс аутофагии запускается в том числе голоданием. А значит, если человек будет голодать, то он легко сможет сбросить вес и вообще омолодиться. Так появилась система интервального голодания, которую охотно подхватили СМИ и блогеры. Появились даже специальные приложения. Но в этом году состоялась конференция, на которой и выступал Осуми. И ему озвучили благодарность за то, что он нашел такой легкий способ похудения и оздоровления. Микробиолог побледнел и заявил, что на человеке этот процесс не изучен, все его эксперименты проводились исключительно на дрожжах. Но вы теперь попробуйте остановить армию фанатов этого метода похудения! А все, а надо было раньше. Так и появляются фактоиды.

Не поддавайтесь на эти уловки, не переходите на сторону зла, служите только честным героям! А теперь еще один факт: мы вам рассказали только небольшую часть информации о том, как распознать правду. Все остальное здесь, на курсе «Редактура и фактчекинг». Набираем добровольцев в ряды ревностных отстаивателей правды. Кстати, разоблачения — сейчас один из самых популярных жанров в Рунете. Ждем!