Facebook Pixel
Курсы Отзывы info@teachline.ru
Курсы
info@teachline.ru +7 (495) 118-39-56
9:00 - 18:00 пн-пт
Войдите
в личный кабинет
21 декабря 2020
Непрерывное образование

Фактчекинг в копирайтинге и журналистике. Технологии и методы

Описание картинки Учебный центр TeachLine
lexxis.ru

«Сомневайтесь! Всегда и во всем сомневайтесь!» — говорили нам на парах по журналистскому мастерству. А теперь и я всем вокруг твержу то же самое. На каждого из нас ежедневно обрушивается лавина информации, большая часть которой состоит из мусора: непроверенных фактов, искаженных данных и откровенной лжи. И очень важно уметь выбраться из этой лавины с целой, не изломанной картиной мира. Но еще важнее и самому транслировать правдивую информацию. Это касается всех авторов и копирайтеров, не только журналистов.

Что такое фактчекинг? Кому и для чего он нужен? Давайте разбираться вместе.

Существуют два антипода: «факт» и «фактоид».

Первый — неподкупный и строгий герой, который стоит на страже правды. Он подчиняется только цифрам и подтвержденным исследованиям.

Второй — лукавый искуситель, который нашептывает юному автору на ушко: «Ну и что, что нет доказательств, полуправда тоже хороша, тоже сгодится. Зато посмотри, как подходят все аргументы, сразу так логично, и искать исследования не нужно». И как же хочется поддаться искушению. Но не надо, — даже там, где вам кажется это неважным.

Я часто привожу этот пример. Дано: магазин кукол. Куклы потрясающие — похожи на пятилетних девочек, с длинными ресницами и роскошными волосами, которые можно мыть и укладывать. И куклу можно купать. Но есть одно но: прекрасные ресницы отклеиваются от контакта с водой. О чем нам не преминула сообщить расстроенная клиентка. Справедливости ради заметим, что эта информация была дана в разделе «Вопрос-ответ», но в описании товара ее не было. И клиент прав в своей претензии: по нашей вине испорчена любимая игрушка дочери. А кто виноват? Копирайтер и редактор — не проверили. А теперь угадайте, кому больше не дадут заказ? Правильно, копирайтеру.

Как проверять факты, если вы работаете с конкретным продуктом или пишете статью, а может, пост? Во всех случаях можно прибегнуть к следующим способам:

  • Первый и самый верный — запросить эксперта. Наверняка в компании работает такой человек, который лучше остальных разбирается в продукте. Попросите менеджера, с которым сотрудничаете, предоставить вам информацию. Еще лучше — составьте самостоятельно список вопросов и отдайте менеджеру, который делает заказ. Объясните, что это важно для качества текстов.
  • Второй, любимый многими — погуглить. Интернет — наше спасение и наша погибель. Очень много фактоидов подстерегает нас на виртуальных просторах. Ваша задача заключается в том, чтобы найти проверенные источники. Что можно считать проверенными источниками? Научные исследования. Только не доверяйте первой же ссылке, вы должны найти первоисточник. В Рунете его может не оказаться, тогда проверяйте зарубежные сайты.
    • Адекватные крупные СМИ с хорошей репутацией: «Медуза», «Серебряный Дождь», «Эхо Москвы». Но даже на старуху бывает проруха. Поэтому не перепечатываем бездумно факт, а ищем первоисточник.
    • Блогеры, которые ведут экспертные блоги. Это прозвучит странно, но все же есть блогеры, как правило, с журналистским бэкграундом или большим запасом совести, которые после каждого своего поста приводят ссылки на источники информации в сториз. Но надо постараться, чтобы их найти.
    • Специальные каналы, которые занимаются опровержением фактоидов. Из русскоязычных выделяются два ресурса: «Проверочная» https://t.me/checkroom и «Лапшеснималочная» https://noodleremover.news/.

Лайки и количество подписчиков — не показатель правдивости. Блогеры, да и другие медийные личности обожают хайповать. Это их хлеб, если хотите. В погоне за охватами все цели и средства хороши. Именно поэтому на просторах интернета так вольготно живется антипрививочникам, пропагандистам сыроедения и интервального голодания. С последним недавно случился скандал.

Японский микробиолог Ёсинори Осуми получил Нобелевскую премию за свое открытие. Он проводил эксперимент на дрожжах и доказал, что клетки способны самостоятельно разрушать и уничтожать собственное содержимое, то есть открыл механизм аутофагии. Но повторимся, на дрожжах. Журналисты и блогеры-зожники подхватили эту информацию и трансформировали ее, дабы создать шок-контент. Придерживались контент-мейкеры следующей логики: дрожжи относятся к ядерным организмам, как и человек. Процесс аутофагии запускается в том числе голоданием. А значит, если человек будет голодать, то он легко сможет сбросить вес и вообще омолодиться. Так появилась система интервального голодания, которую охотно подхватили СМИ и блогеры. Появились даже специальные приложения. Но в этом году состоялась конференция, на которой и выступал Осуми. И ему озвучили благодарность за то, что он нашел такой легкий способ похудения и оздоровления. Микробиолог побледнел и заявил, что на человеке этот процесс не изучен, все его эксперименты проводились исключительно на дрожжах. Но вы теперь попробуйте остановить армию фанатов этого метода похудения! А все, а надо было раньше. Так и появляются фактоиды.

Не поддавайтесь на эти уловки, не переходите на сторону зла, служите только честным героям! А теперь еще один факт: мы вам рассказали только небольшую часть информации о том, как распознать правду. Все остальное здесь, на курсе «Редактура и фактчекинг». Набираем добровольцев в ряды ревностных отстаивателей правды. Кстати, разоблачения — сейчас один из самых популярных жанров в Рунете. Ждем!

Расскажите об этом:
Автор: Инна Шклярова
Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий и новостей
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Подпишись на рассылку
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо! Мы свяжемся с вами в течение трех рабочих дней.
Спасибо за подписку!