Facebook Pixel
Курсы Отзывы info@teachline.ru
info@teachline.ru +7 (495) 118-39-56
9:00 - 18:00 пн-пт
Войдите
в личный кабинет
07 Ноября 2019
Личная эффективность

Дисциплина и мотивация. Кто кого?

Описание картинки Учебный центр TeachLine
lexxis.ru

Что есть что

Знаменитые люди очень емко передают суть понятий, поэтому приведу их определения дисциплины и мотивации.

Я считаю, что лучше всего о первой сказал южноафриканский писатель Джо Максвелл:

«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».

О мотивации можно многое понять из высказывания американского предпринимателя Эндрю Карнеги:

«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».

Очевидно, что оба понятия напрямую связаны с личностным ростом и достижениями человека, но они имеют ряд различий. О них и поговорим.

Мотивация. «Хочу»

Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.

Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.

Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.

По направленности:

  1. Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.

    «Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение».

  2. Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.

    «Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».

По эмоциональной окрашенности:

  1. Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.

    «Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка».

  2. Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.

    «Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».

По степени устойчивости:

  1. Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.

    «Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей».

  2. Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.

    «Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».

Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:

  1. Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
  2. Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
  3. Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
  4. Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
  5. Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
  6. Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
  7. Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.

Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.

Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.

Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.

Читайте также: Как бороться с эмоциональным выгоранием

Сказанное выше означает, что человек должен постоянно поддерживать в себе мотивацию, находя золотую середину между тотальной ленью и опасной гиперактивностью:

  • Мотивация поддерживает усилия и упорство в решении жизненных задач.
  • Она же поддерживает в человеке энтузиазм.
  • Улучшает познавательные способности.
  • Положительно влияет на общую производительность человека.

Книги о мотивации

По сути вопроса написано огромное количество литературы. Мы приведем лишь пять интересных книг:

  1. Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
  2. Тони Роббинс «Разбуди в себе исполина».
  3. Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
  4. Айан Рэнд «Атлант расправил плечи».
  5. Джо Кехо «Подсознание может все».

Отдельно стоит упомянуть фундаментальную работу Абрахама Маслоу «Мотивация и личность».

Дисциплина. «Должен»

Как же быть, когда нет никакого желания что-то делать, но это надо сделать? Может, нужна дополнительная мотивация? Об этом прекрасно высказался американский комик Джордж Карлин:

Нет, вам нужна дисциплина! Все мы, так или иначе, обучаемся ей, начиная с детства. Режим дня прививался родителями («утром почистить зубы», «после улицы помыть руки») и был неотъемлемой частью пребывания в детском саду.

10 или 11 лет каждый из нас ходил в школу и сталкивался со школьной дисциплиной, когда нужно было заставлять себя (давайте будем честны!) подниматься в семь утра, чтобы уже к восьми успеть на первое занятие. Учить уроки в 99 % было из разряда «надо». Мотивация, пожалуй, здесь была тогда, когда очень нравился конкретный предмет. И она была внешней, когда родители обещали вознаграждение за хорошие отметки в четверти.

Если в школе дисциплина поддерживалась в основном «извне» (даже в старших классах), то в вузах речь шла исключительно о самодисциплине человека – посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы и проделывать массу другой учебной работы. Все – ради получения заветного диплома. Другое дело, что для одних это просто «бумажка», а для других – путевка к профессиональным вершинам.

Что нас ждет после окончания университета? Правильно – РАБОТА! Все наверняка слышали выражение «трудовая дисциплина» (начало и окончание рабочего дня, перерыв на обед), но мало кто (да никто) не слышал про «трудовую мотивацию».

Человек может быть дисциплинирован только внешне, потому что на него оказывается общественное давление: в случае утраты внешнего контроля он окажется предоставлен сам себе и, скорее всего, начнет хаотично вести себя по жизни в целом или в ее отдельных сферах.

Если же человек имеет установку на дисциплинированность, он будет действовать одинаково эффективно и добиваться поставленных целей в независимости от внешних обстоятельств.

Кажется, что дисциплина обладает исключительно преимуществами, но и у нее есть «темные стороны». Часто проявляется существенная разница между предписанной дисциплиной в конкретной организации и внутренними установками человека. Возьмем крайне жесткий пример: военные действия, где нужно убивать врага, чтобы не быть убитым, и убежденность конкретного солдата в том, что убивать неправильно. Как раз этому парадоксу посвящен американский фильм «По соображениям совести».

Дисциплина человека под действием извне может переродиться в безусловную веру в авторитет человека, организации, идеологии и т.п. В качестве примера здесь можно привести эксперимент под названием «Третья волна», проведенный в 1967 году в США. Школьный учитель Рон Джонс в течение недели проводил с классом занятия по осмыслению поведения немецкого народа в идеологии национал-социализма.

Примечательно, что в первый день учитель наглядно объяснил ученикам силу дисциплины. Он призвал учащихся сидеть в положении «смирно», потому что так лучше идет учебный процесс. После этого дети несколько раз вставали и потом садились в новое положение. Также они несколько раз покидали аудиторию, тихо заходили обратно и занимали свои места. Всему классу очень понравилась эта «игра», и они беспрекословно слушались педагога – даже те, кто ранее не проявлял к учебе большого интереса.

Во второй день ребята дружно скандировали «Сила в дисциплине, сила в общности»…

К концу недели наступила кульминация: в аудитории было под две сотни учеников, и учитель признался, что нет никакого движения «Третья волна». Тем самым он показал, насколько опасно подчинение ложным авторитетам, даже если оно «замешано» на дисциплине.

Книги о дисциплине

В отличие от мотивационной литературы, профильные книги представлены не в таком количестве, однако и здесь есть бестселеры:

  1. Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».
  2. Дэн Кеннеди «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль».
  3. Эрик Бертран Ларссен «Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей».
  4. Кэройлайн Арнольд «Микрорешения».
  5. Владимир Якуба «Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь».

Мотивация и дисциплина: вместе лучше!

Почему бы не перейти от споров, что лучше – дисциплина или мотивация – к тому, чтобы совмещать их! Сейчас мы сделаем это хотя бы «на бумаге»:

Спорт: «Я хочу иметь подтянутое тело, поэтому я должен организовать правильное питание и разработать программу занятий».

Готовка блюд: «Я хочу сделать на ужин спагетти со сливочным соусом, поэтому я должен сходить в магазин и купить все необходимые продукты».

Работа: «Я хочу зарабатывать 200000 рублей в месяц, поэтому я должен развиваться в профессии или приложить все силы к тому, чтобы отыскать богатого дедушку, который оставил мне огромное наследство».

Удача: «Я хочу выиграть джек-пот, поэтому я должен, как минимум, сходить и купить билет, лучше не один».

Дружба: «Я хочу встретиться с другом, который живет в другом городе, поэтому я должен купить билеты и гостинцы и выбрать время, когда буду свободным от работы».

Друзья, согласны ли вы с тем, что дисциплина и мотивация должны идти вместе по жизни с человеком? Пишите в комментариях!

Расскажите об этом:
Автор: Алексей Александров
Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий и новостей
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Подпишись на рассылку
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо! Мы свяжемся с вами в течение трех рабочих дней.
Спасибо за подписку!