Facebook Pixel
Курсы Отзывы info@teachline.ru
info@teachline.ru +7 (495) 118-39-56
9:00 - 18:00 пн-пт
Войдите
в личный кабинет
07 Ноября 2019
Личная эффективность

Дисциплина и мотивация. Кто кого?

Описание картинки Учебный центр TeachLine
lexxis.ru

Что есть что

Знаменитые люди очень емко передают суть понятий, поэтому приведу их определения дисциплины и мотивации.

Я считаю, что лучше всего о первой сказал южноафриканский писатель Джо Максвелл:

«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».

О мотивации можно многое понять из высказывания американского предпринимателя Эндрю Карнеги:

«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».

Очевидно, что оба понятия напрямую связаны с личностным ростом и достижениями человека, но они имеют ряд различий. О них и поговорим.

Мотивация. «Хочу»

Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.

Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.

Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.

По направленности:

  1. Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.

    «Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение».

  2. Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.

    «Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».

По эмоциональной окрашенности:

  1. Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.

    «Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка».

  2. Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.

    «Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».

По степени устойчивости:

  1. Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.

    «Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей».

  2. Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.

    «Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».

Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:

  1. Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
  2. Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
  3. Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
  4. Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
  5. Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
  6. Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
  7. Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.

Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.

Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.

Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.

Читайте также: Как бороться с эмоциональным выгоранием

Сказанное выше означает, что человек должен постоянно поддерживать в себе мотивацию, находя золотую середину между тотальной ленью и опасной гиперактивностью:

  • Мотивация поддерживает усилия и упорство в решении жизненных задач.
  • Она же поддерживает в человеке энтузиазм.
  • Улучшает познавательные способности.
  • Положительно влияет на общую производительность человека.

Книги о мотивации

По сути вопроса написано огромное количество литературы. Мы приведем лишь пять интересных книг:

  1. Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
  2. Тони Роббинс «Разбуди в себе исполина».
  3. Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
  4. Айан Рэнд «Атлант расправил плечи».
  5. Джо Кехо «Подсознание может все».

Отдельно стоит упомянуть фундаментальную работу Абрахама Маслоу «Мотивация и личность».

Дисциплина. «Должен»

Как же быть, когда нет никакого желания что-то делать, но это надо сделать? Может, нужна дополнительная мотивация? Об этом прекрасно высказался американский комик Джордж Карлин:

Нет, вам нужна дисциплина! Все мы, так или иначе, обучаемся ей, начиная с детства. Режим дня прививался родителями («утром почистить зубы», «после улицы помыть руки») и был неотъемлемой частью пребывания в детском саду.

10 или 11 лет каждый из нас ходил в школу и сталкивался со школьной дисциплиной, когда нужно было заставлять себя (давайте будем честны!) подниматься в семь утра, чтобы уже к восьми успеть на первое занятие. Учить уроки в 99 % было из разряда «надо». Мотивация, пожалуй, здесь была тогда, когда очень нравился конкретный предмет. И она была внешней, когда родители обещали вознаграждение за хорошие отметки в четверти.

Если в школе дисциплина поддерживалась в основном «извне» (даже в старших классах), то в вузах речь шла исключительно о самодисциплине человека – посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы и проделывать массу другой учебной работы. Все – ради получения заветного диплома. Другое дело, что для одних это просто «бумажка», а для других – путевка к профессиональным вершинам.

Что нас ждет после окончания университета? Правильно – РАБОТА! Все наверняка слышали выражение «трудовая дисциплина» (начало и окончание рабочего дня, перерыв на обед), но мало кто (да никто) не слышал про «трудовую мотивацию».

Человек может быть дисциплинирован только внешне, потому что на него оказывается общественное давление: в случае утраты внешнего контроля он окажется предоставлен сам себе и, скорее всего, начнет хаотично вести себя по жизни в целом или в ее отдельных сферах.

Если же человек имеет установку на дисциплинированность, он будет действовать одинаково эффективно и добиваться поставленных целей в независимости от внешних обстоятельств.

Кажется, что дисциплина обладает исключительно преимуществами, но и у нее есть «темные стороны». Часто проявляется существенная разница между предписанной дисциплиной в конкретной организации и внутренними установками человека. Возьмем крайне жесткий пример: военные действия, где нужно убивать врага, чтобы не быть убитым, и убежденность конкретного солдата в том, что убивать неправильно. Как раз этому парадоксу посвящен американский фильм «По соображениям совести»:

Дисциплина человека под действием извне может переродиться в безусловную веру в авторитет человека, организации, идеологии и т.п. В качестве примера здесь можно привести эксперимент под названием «Третья волна», проведенный в 1967 году в США. Школьный учитель Рон Джонс в течение недели проводил с классом занятия по осмыслению поведения немецкого народа в идеологии национал-социализма.

Примечательно, что в первый день учитель наглядно объяснил ученикам силу дисциплины. Он призвал учащихся сидеть в положении «смирно», потому что так лучше идет учебный процесс. После этого дети несколько раз вставали и потом садились в новое положение. Также они несколько раз покидали аудиторию, тихо заходили обратно и занимали свои места. Всему классу очень понравилась эта «игра», и они беспрекословно слушались педагога – даже те, кто ранее не проявлял к учебе большого интереса.

Во второй день ребята дружно скандировали «Сила в дисциплине, сила в общности»…

К концу недели наступила кульминация: в аудитории было под две сотни учеников, и учитель признался, что нет никакого движения «Третья волна». Тем самым он показал, насколько опасно подчинение ложным авторитетам, даже если оно «замешано» на дисциплине.

Книги о дисциплине

В отличие от мотивационной литературы, профильные книги представлены не в таком количестве, однако и здесь есть бестселеры:

  1. Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».
  2. Дэн Кеннеди «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль».
  3. Эрик Бертран Ларссен «Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей».
  4. Кэройлайн Арнольд «Микрорешения».
  5. Владимир Якуба «Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь».

Мотивация и дисциплина: вместе лучше!

Почему бы не перейти от споров, что лучше – дисциплина или мотивация – к тому, чтобы совмещать их! Сейчас мы сделаем это хотя бы «на бумаге»:

Спорт: «Я хочу иметь подтянутое тело, поэтому я должен организовать правильное питание и разработать программу занятий».

Готовка блюд: «Я хочу сделать на ужин спагетти со сливочным соусом, поэтому я должен сходить в магазин и купить все необходимые продукты».

Работа: «Я хочу зарабатывать 200000 рублей в месяц, поэтому я должен развиваться в профессии или приложить все силы к тому, чтобы отыскать богатого дедушку, который оставил мне огромное наследство».

Удача: «Я хочу выиграть джек-пот, поэтому я должен, как минимум, сходить и купить билет, лучше не один».

Дружба: «Я хочу встретиться с другом, который живет в другом городе, поэтому я должен купить билеты и гостинцы и выбрать время, когда буду свободным от работы».

Друзья, согласны ли вы с тем, что дисциплина и мотивация должны идти вместе по жизни с человеком? Пишите в комментариях!

Расскажите об этом:
Автор: Алексей Александров
Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий и новостей
Нажимая на кнопку «подписаться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо! Мы свяжемся с вами в течение трех рабочих дней.
Спасибо за подписку!