Что есть что
Знаменитые люди очень емко передают суть понятий, поэтому приведу их определения дисциплины и мотивации.
Я считаю, что лучше всего о первой сказал южноафриканский писатель Джо Максвелл:
«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».
О мотивации можно многое понять из высказывания американского предпринимателя Эндрю Карнеги:
«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».
Очевидно, что оба понятия напрямую связаны с личностным ростом и достижениями человека, но они имеют ряд различий. О них и поговорим.
Мотивация. «Хочу»
Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.
Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.
Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.
По направленности:
- Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.
«Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение».
- Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.
«Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».
По эмоциональной окрашенности:
- Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.
«Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка».
- Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.
«Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».
По степени устойчивости:
- Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.
«Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей».
- Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.
«Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».
Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:
- Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
- Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
- Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
- Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
- Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
- Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
- Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.
Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.
Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.
Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.
Читайте также: Как бороться с эмоциональным выгоранием
Сказанное выше означает, что человек должен постоянно поддерживать в себе мотивацию, находя золотую середину между тотальной ленью и опасной гиперактивностью:
- Мотивация поддерживает усилия и упорство в решении жизненных задач.
- Она же поддерживает в человеке энтузиазм.
- Улучшает познавательные способности.
- Положительно влияет на общую производительность человека.
Книги о мотивации
По сути вопроса написано огромное количество литературы. Мы приведем лишь пять интересных книг:
- Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
- Тони Роббинс «Разбуди в себе исполина».
- Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
- Айан Рэнд «Атлант расправил плечи».
- Джо Кехо «Подсознание может все».
Отдельно стоит упомянуть фундаментальную работу Абрахама Маслоу «Мотивация и личность».
Дисциплина. «Должен»
Как же быть, когда нет никакого желания что-то делать, но это надо сделать? Может, нужна дополнительная мотивация? Об этом прекрасно высказался американский комик Джордж Карлин:
Нет, вам нужна дисциплина! Все мы, так или иначе, обучаемся ей, начиная с детства. Режим дня прививался родителями («утром почистить зубы», «после улицы помыть руки») и был неотъемлемой частью пребывания в детском саду.
10 или 11 лет каждый из нас ходил в школу и сталкивался со школьной дисциплиной, когда нужно было заставлять себя (давайте будем честны!) подниматься в семь утра, чтобы уже к восьми успеть на первое занятие. Учить уроки в 99 % было из разряда «надо». Мотивация, пожалуй, здесь была тогда, когда очень нравился конкретный предмет. И она была внешней, когда родители обещали вознаграждение за хорошие отметки в четверти.
Если в школе дисциплина поддерживалась в основном «извне» (даже в старших классах), то в вузах речь шла исключительно о самодисциплине человека – посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы и проделывать массу другой учебной работы. Все – ради получения заветного диплома. Другое дело, что для одних это просто «бумажка», а для других – путевка к профессиональным вершинам.
Что нас ждет после окончания университета? Правильно – РАБОТА! Все наверняка слышали выражение «трудовая дисциплина» (начало и окончание рабочего дня, перерыв на обед), но мало кто (да никто) не слышал про «трудовую мотивацию».
Человек может быть дисциплинирован только внешне, потому что на него оказывается общественное давление: в случае утраты внешнего контроля он окажется предоставлен сам себе и, скорее всего, начнет хаотично вести себя по жизни в целом или в ее отдельных сферах.
Если же человек имеет установку на дисциплинированность, он будет действовать одинаково эффективно и добиваться поставленных целей в независимости от внешних обстоятельств.
Кажется, что дисциплина обладает исключительно преимуществами, но и у нее есть «темные стороны». Часто проявляется существенная разница между предписанной дисциплиной в конкретной организации и внутренними установками человека. Возьмем крайне жесткий пример: военные действия, где нужно убивать врага, чтобы не быть убитым, и убежденность конкретного солдата в том, что убивать неправильно. Как раз этому парадоксу посвящен американский фильм «По соображениям совести».
Дисциплина человека под действием извне может переродиться в безусловную веру в авторитет человека, организации, идеологии и т.п. В качестве примера здесь можно привести эксперимент под названием «Третья волна», проведенный в 1967 году в США. Школьный учитель Рон Джонс в течение недели проводил с классом занятия по осмыслению поведения немецкого народа в идеологии национал-социализма.
Примечательно, что в первый день учитель наглядно объяснил ученикам силу дисциплины. Он призвал учащихся сидеть в положении «смирно», потому что так лучше идет учебный процесс. После этого дети несколько раз вставали и потом садились в новое положение. Также они несколько раз покидали аудиторию, тихо заходили обратно и занимали свои места. Всему классу очень понравилась эта «игра», и они беспрекословно слушались педагога – даже те, кто ранее не проявлял к учебе большого интереса.
Во второй день ребята дружно скандировали «Сила в дисциплине, сила в общности»…
К концу недели наступила кульминация: в аудитории было под две сотни учеников, и учитель признался, что нет никакого движения «Третья волна». Тем самым он показал, насколько опасно подчинение ложным авторитетам, даже если оно «замешано» на дисциплине.
Книги о дисциплине
В отличие от мотивационной литературы, профильные книги представлены не в таком количестве, однако и здесь есть бестселеры:
- Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».
- Дэн Кеннеди «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль».
- Эрик Бертран Ларссен «Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей».
- Кэройлайн Арнольд «Микрорешения».
- Владимир Якуба «Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь».
Мотивация и дисциплина: вместе лучше!
Почему бы не перейти от споров, что лучше – дисциплина или мотивация – к тому, чтобы совмещать их! Сейчас мы сделаем это хотя бы «на бумаге»:
Спорт: «Я хочу иметь подтянутое тело, поэтому я должен организовать правильное питание и разработать программу занятий».
Готовка блюд: «Я хочу сделать на ужин спагетти со сливочным соусом, поэтому я должен сходить в магазин и купить все необходимые продукты».
Работа: «Я хочу зарабатывать 200000 рублей в месяц, поэтому я должен развиваться в профессии или приложить все силы к тому, чтобы отыскать богатого дедушку, который оставил мне огромное наследство».
Удача: «Я хочу выиграть джек-пот, поэтому я должен, как минимум, сходить и купить билет, лучше не один».
Дружба: «Я хочу встретиться с другом, который живет в другом городе, поэтому я должен купить билеты и гостинцы и выбрать время, когда буду свободным от работы».
Друзья, согласны ли вы с тем, что дисциплина и мотивация должны идти вместе по жизни с человеком? Пишите в комментариях!