Грамотное планирование важно не только на больших предприятиях. Планировать свое собственное время порой важнее.
Иногда кажется, я сегодня столько дел переделал(а), сил к вечеру не осталось. А если проанализировать день, оказывается, что не так много и сделано и на завтра осталось куча незавершенных.
Столкнувшись с необходимостью планировать время, я пересмотрела несколько техник. Попробовала разные и выбрала наиболее простую и понятную, на мой взгляд технику – «Матрицу Эйзенхауэра».
Что такое матрица Эйзенхауэра, какие задачи решает?
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр – 34-й президент США – родился 14 октября 1890 года в Денисоне (штат Техас), умер 28 марта 1969 года в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия. Президент США с 20 января 1953-го по 20 января 1961 года.
Одна только его военная карьера обеспечила бы Эйзенхауэру выдающееся место в американской истории.
Политик разработал схему, которая помогла ему классифицировать и рассортировать кучу ежедневных задач.
Основной посыл, данной схемы отражает его известная фраза.
“Срочные дела редко бывают важными, а важные дела – срочными”.
Проблема не в том, что мы плохо работаем, а в том, что мы неверно ставим цели и выбираем приоритеты. В тайм-менеджменте это называется проблемой целеполагания.
По каждой задаче мы отвечаем на два вопроса:
Это важно? – да/нет
Это срочно? – да/нет
Записываем задачи в соответствующие квадраты.
Пример заполнения в google таблице:
Google таблицы, удобны тем, что это просто и можно дать ссылку коллегам, чтобы они видели, что ты делаешь сегодня.
Квадрат A: важные и срочные
- Дела, которые нужно выполнить здесь и сейчас. Невыполнение грозит срывом целей.
- Задачи, грозящие затруднениями в жизни.
- Здоровье.
В идеале этот квадрант должен оставаться пустым.
Если у вас вышло, что в первом квадрате большая часть дел – это беда.
Но по мере проработки остальных квадратов, картинка станет яснее.
Дальше будет фишка по работе с пожарным квадратом.
Квадрат B: важные, не срочные
- Основная деятельность.
Вносим ежедневные задачи, которым нужно уделить внимание в течение дня.
Адекватно распределите время, дабы не торопясь, без паники все успеть.
Не затягивайте, не переносите задачи В в горящий квадрат.
Квадрант C: срочные, не важные
- Отвлекающие.
Дела срочные, но не помогающие в достижении целей. Важно не путать и не внести их в квадрант А.
Квадрант D: не срочные и не важные
- Не несущие пользы;
- Бесполезные приятности.
Тут музычка, друзья и игрушки. Это наш отдых, там где не нужно напрягать мозг.
Что делать, если в пожарном квадрате нарисовалось несколько дел и не знаешь за что хвататься?
Я прогоняю эти задачи через фильтр вопросов повторно:
Это важно? – да/нет
Это срочно? – да/нет
Делаю еще одну таблицу, похожую на основную. Отличие в том, что здесь участвует шкала приоритетности от 1 до 4. Где:
- супер важно (сделай сам),
- супер важно (сделай сам, позже),
- супер важно (делегируй),
- супер важно (можно перенести срок).
По такому же принципу можно раскидывать задачи и в квадрате В – важные, не срочные.
Плюсы
- Простота. Легко понять и внедрить, небольшое количество подкатегорий.
- Можно применять не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
- Легко оптимизировать под свои задачи.
- Помогает быстро определиться с приоритетом выполнения задач.
- Визуализация процессов. Можно вести статистику.
Минусы
- Субъективность: приоритеты задачам выставляются самостоятельно, бывают ошибки.
- Ловушки мышления, например, когда важным и приоритетным кажется все подряд.
- Не учитывает другие факторы приоритетности, главное «срочность», хотя важным может быть релевантность или степень отдачи.
- Громоздкая: принцип интуитивно понятен, заполнять каждый раз всю матрицу нет смысла.
Вот готовый шаблон в google документе применяйте, внедряйте. И пусть у вас никогда не горит.
Для использования, сделайте копию.