Поиграем в футуристическую игру. Итак, мир будущего. Программы и роботы научились заменять людей на работе. Вы директор компании, которая закупила искусственный интеллект и по такому поводу сокращает штат на 80 %.
Выбор за вами. Кого оставите, а кого сократите? По каким критериям сделаете выбор? Компания очень большая, со всеми лично вы не знакомы. Ну и вообще, руководствуемся здравым смыслом, а не эмоциями.
Вариант 1. Оставим тех, кто хорошо работает
Введем всяческие критерии для оценки эффективности, завалим всех задачами. Кто справился, тот молодец и переходит на следующий уровень. Кто не справился, ну, не будем о грустном. Экономическая эффективность – дело такое.
Game over. Если вы выбрали этот вариант, то проиграли. ИИ работает лучше и при этом не болеет, не капризничает, не конфликтует с коллегами. Зачем нам 20 % сотрудников, которые будут просто его дублировать?
Вариант 2. Оставим тех, кто умеет общаться
А вот в этом смысл есть. Да, социальные навыки труднее оценить, но компьютер их явно никогда не освоит.
Исследователь Дэвид Деминг из Гарвардского университета считает, что социальные навыки важны не только тем, кто постоянно общается с клиентами. Их главная ценность в отношениях между коллегами: плодотворнее всего работают те, кто умеет быстро и эффективно разделять рабочие задания и работать в команде.
Если в будущем все начнут работать удаленно и на фрилансе, этот навык станет еще более ценным.
Даже традиционно необщительным программистам придется научиться выстраивать отношения. Райан Ролански, специалист Linkedin по отслеживанию тенденций в образовании, отмечает, что многие программисты уже проходят курсы по менеджменту и коммуникациям.
Этот навык важен уже сейчас, а дальше его ценность будет только расти.
Вариант 3. Оставим тех, кто умеет учиться
Да, это тоже неплохой вариант. Если мир меняется и сходит с ума, если профессии перетекают из одной в другую, если непонятно, что будет входить в должностные обязанности сотрудника завтра, то нам пригодятся люди, которые умеют быстро осваивать новые знания.
Во многих крупных американских компаниях обучение сотрудников – приоритетное направление уже сейчас.
В UTS – холдинге, куда входит производитель авиационных двигателей Pratt & Whitney и производитель лифтов Otis, с 1996 года проводится программа непрерывного обучения сотрудников. Любому желающему дается возможность работать сокращенный день и ежегодная плата в $12 000 на обучение. Никакие условия сотрудникам не ставят.
Так же работают и в «Майкрософте». Там поощряют стремление сотрудников учиться. Учеба – это один из критериев, которые используют при внутренней аттестации работников. Кроме того, у них есть собственный учебный портал.
Тот же подход использует и AT&T – телекоммуникационная компания с 300 000 сотрудников. У них две главные проблемы: развитие технологий, которое требует от сотрудников прокачивать навыки, и текучка кадров. Каждый год компании приходится заполнять 50 000 рабочих мест.
Постоянно искать новых людей сложно и дорого, потому компания реализует план по переобучению собственного персонала.
У каждого сотрудника есть свой собственный профиль, где отражаются его карьерные достижения. Кроме того, сотрудники видят все вакансии в компании и знают, какие навыки там требуются, насколько велик на них спрос. Компания проводит курсы для сотрудников и дает положительный рейтинг тем, кто хочет участвовать, и отрицательный тем, кто не проявляет интереса.
Как померить эмпатию и любопытство?
Ну ладно, закончим игру. Никого не уволили, а искусственный интеллект еще не отобрал наши рабочие места.
Но может быть такое, что людей в компании будут набирать вот именно на основе этих двух характеристик: эмпатии и любопытства? Да, вполне себе. Диплом ничего не говорит о способностях соискателя. А вот эти две характеристики – то, что отличает людей от роботов.
Самое интересное, что их можно измерить.
Сейчас уже есть технологии, по которым можно померить уровень эмпатии соискателя. Нейросети анализируют выражение его лица в той или иной ситуации, а потом сравнивают с выражениями лиц 25 000 других людей. Нейросеть способна отличить сочувствие от других выражений лица, даже если оно было мимолетным и трудноуловимым.
Способность к обучению тоже можно померить. В 2014 году в Neuron, журнале по нейробиологии, опубликовали результаты масштабного исследования. Участникам давали изучать материалы, а потом проводили тесты на понимание и запоминание текста. Сканирование мозга показало, что у людей, которые лучше прошли тест, была повышенная активность в мезолимбической дофаминовой зоне и области гиппокампа.
Мораль
Способность к эмпатии и обучению – это две характеристики, которые становятся очень важными уже сегодня. Конечно, пока никто не меряет их на собеседовании, но дело идет к тому, что в будущем они будут даже более важны, чем профессиональные знания.
И это неплохой повод задуматься.