Содержание:

Привет! Я Лена из Орехово-Зуева, и я прошла курс по философии в Стэнфордском университете. Ну ладно, допустим, не прошла. Стало лень переводить после третьей лекции и еще сильнее мне было лень писать сочинения, а потом я увлеклась дополнительной литературой и лекции больше не смотрела. Но звучит внушительно.

Бум онлайн-курсов по университетским программам пришелся на 2012 год. В Россию они пришли немного позже, но сейчас, наверное, все уже слышали о Coursera или Udacity. Казалось бы, курсы к этому моменту уже должны были убить высшее образование, но нет. Толковые юноши и девушки, которые после школы сознательно решают отказаться от высшего образования в пользу курсов, встречаются все еще нечасто. Почему? Я перевела и адаптировала статью из Forbes, которая частично дает ответ на этот вопрос.

Онлайн-курсы обещали перевернуть всю систему образования – сделать обучение доступным для всех, где бы они ни находились. МООК – массовые открытые онлайн-курсы – собирались свергнуть башни из слоновой кости, которые возвели вокруг себя университеты, подняться на вершину, минуя строгую охрану.

Но они этого не сделали. И можно точно сказать, что не сделают никогда.

Честно говоря, курсы – неадекватная замена университету. В 2013 году Университет Пенсильвании опросил миллион слушателей онлайн-курсов. Выяснилось, что только около половины из них просматривали больше одной лекции, а до конца доходили только 4 %. При этом большинство слушателей уже имели высшее образование.

Следовательно, онлайн-курсы можно было считать мертвыми.

Но они все еще живы. И умирать не собираются.

Кэролин Макинтайр, основатель и генеральный директор MOOCLab, например, говорит: «Цены на образование растут, и все меньше людей могут себе позволить получить диплом. Мы считаем, что онлайн-курсы… предлагают идеальные ворота для получения тех же знаний, но без лишних затрат».

Звучит здорово. Но цены на образование растут не так уж быстро, а в России тем более есть бюджетные места, куда можно попасть.

«Каждый третий слушатель записывается более чем на один курс, а каждый седьмой решает учиться исключительно в интернете, – продолжает Кэролин. – Так что неудивительно, что количество онлайн-курсов растет».

Но это ошибка. Проблема курсов не в отсутствии диплома, а в том, что они не могут адекватно проверить уровень знаний своих слушателей. Как именно преподаватели курсов проверят, что студент действительно получил необходимые знания?

Диплом – это не просто корочка. Это подтверждение от уважаемой организации, что студент действительно прошел курс, выдержал экзамены и оказался не худшим. При этом университеты получают аккредитацию от государства, которая подтверждает уже, что их программы соответствуют стандартам.

Курсы ничего подобного предложить не могут. Их сертификаты имеют не больше академического веса, чем меню «Макдоналдса».

Одним словом, курсы не могут заменить высшее образование. Им для этого не хватает солидности.

Надо ли считать, что курсы – это плохо? Нет, тоже не стоит. Высшее образование не успевает за современными технологиями. В университетах не учат SMM-менеджеров и интернет-маркетологов. Такой курс сразу же был бы обречен – только получив диплом, студент с удивлением узнал, что отстал от интернета на 4 года.

Мораль. Курсы никогда не убьют высшее образование, но это не повод от них отказываться.