Хотите узнать почти совершенную технику, которая поможет вам легко справляться с поставленными задачами, даже самыми креативными? Технику, которую с успехом используют американские и корейские коучи, но которая, является наследием советских ученых и изобретателей. А если без регистрации и смс? Всего 5 минут чтения.
Создатель теории считал — для того, чтобы стать гением, не нужно быть креативным и изобретательным. Нужно всего лишь уметь задавать правильные вопросы и действовать по алгоритму.
История создания ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) непростая и местами очень грустная.
Ее основоположником является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Будущий ученый родился в 1926 году в Баку и с детства отличался неуемным любопытством.
Еще в школе мальчик создал катер с химическим двигателем. Вместо привычного нам бензина или солярки катер мог работать на воде: в карбид заливали воду, начиналась химическая реакция, выделялся газ. Достаточно одной искры, газ воспламеняется и катер несется на реактивной тяге. Альтшуллер даже назначил испытания изобретения, но к счастью, человека, отважившигося на нем прокатится, почти сразу выкинуло за борт. Катер стремительно пересек пруд и взорвался на другом берегу. Юного изобретателя это не остановило. Следующим, уже удачным, изобретением стал аппарат для погружения под воду. За это школьник получил свое первое авторское свидетельство.
Потом была армия и способного юношу сразу отправили в патентный отдел. Там ему нужно было не только изобретать самому, но и научить этому других. Альтшуллер подошел к проблеме серьезно, и чтобы понять, как же происходит созидательный процесс, изучил историю всех доступных изобретений. Он провел анализ и нашел то самое, что отличает хорошее изобретение от плохого. Поняв принцип созидания Альтшуллер вместе с коллегой решает написать письмо Сталину — фатальная ошибка. Ученые писали письмо больше полугода, нет, они не осторожничали. Они написали подробный отчет о проблемах изобретательства в нашей стране и дали конкретные инструкции. За что получили не признание и награду, а 25 лет лагерей.
ТРИЗ — единственное, что спасло Генриха Альтшуллера от неминуемой смерти. Он успешно применял теорию на практике.
Главный принцип ТРИЗ можно сформулировать следующим образом: для решения проблемы правильно поставьте задачу и найдите противоречие, которое мешает ее устранить.
Пример: в лагере, где сидел Альтшуллер, за провинность заключенных наказывали изощренной пыткой — лишали сна. Ночью человека приводили в ярко-освещенную камеру, сажали на стул лицом к двери и следили за ним в смотровое окошко. Засыпать нельзя, только сидеть и смотреть на дверь. Генрих Саулович сформулировал задачу: надо незаметно заснуть. И главное противоречие — спят с закрытыми глазами, но закрывать их нельзя, иначе последует наказание. Решение — нужно сделать вид, что глаза открыты. Изобретатель нарисовал на двух маленьких листочках угольком глаза. И когда надзиратель отворачивался, он их клал на веки и дремал. Вы тоже сейчас вспомнили про Джека Воробья?
В 1954 году Альтшуллера реабилитировали, через 2 года он опубликовал в журнале статью об основах ТРИЗ. Однако и после этого научный мир не покорился изобретателю. На работу его брали неохотно, несмотря на то, что он выигрывал всевозможные конкурсы и предлагал уникальные идеи.
Тогда на свет появился писатель-фантаст Генрих Альтов. Но ТРИЗ не была позабыта, 10 лет Альтшуллер писал письма в Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей о необходимости внедрения его метода. И только в 1970 году настойчивому изобретателю решили дать шанс. Были открыты Лаборатории Изобретательства под руководством Альтшуллера. Так появилось движение поклонников ТРИЗ, которое в 90-е вырвалось за рамки постсоветского пространства и снискало признание у западного общества.
ТРИЗ подходит не только для изобретателей и ученых. В повседневной жизни мы сталкиваемся с массой задач, которые требуют креативного решения. Альтшуллер разработал универсальный алгоритм, который подходит буквально для всего:
Разберем эту схему на примере из истории, который приведен на сайте школы ТРИЗ.
В 9 веке во Франции трон занял молодой король Карл Великий. Великим он стал конечно же не сразу. Но его подданные в нем не сомневались. Итак, короля должны были короновать. По традиции это делает Папа Римский. Молодому амбициозному Карлу очень не хотелось, чтобы Папа выказывал свое превосходство и возлагал на него корону. Но таков ритуал. Что делать? Как пройти процедуру коронации и показать, кто тут главный? Карл не зря оказался Великим, он не стал выбирать компромисс и соглашаться на условия Папы. Во время возложения на высокопреосвещенную голову венценосного символа его сиятельство Карл, выхватил у Папы корону и сам ее водрузил на голову. Так Карл Великий разрешил противоречие: он короновался согласно традиции, но при этом фактически сам назначил себя королем. Кажется, он знал, что такое ТРИЗ.
Как и любое другое движение ТРИЗ имеет последователей и неприятелей. Но зачем так яростно отметать то, что может помочь?
ТРИЗ активно используют не только изобретатели. Маркетологи и бизнесмены нашли, как можно применить алгоритм для решения своих задач. Попробуйте и вы. В сети довольно много наглядных примеров и литературы. Есть даже книги о ТРИЗ в маркетинге и рекламе. Например, Станислав Горобченко «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе. Курс для маркетологов и управленцев», Антон Кожемяко «ТРИЗ. Решение бизнес-задач» и пособие самого Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ».
А как вы решаете сложные задачи? Основываясь на прошлом опыте, перебираете варианты, ищите компромисс или действуете по заданному алгоритму?
2024© Teachline
+7 (495) 118-39-56, E-mail: info@teachline.ru