+7 (495) 118-39-56

Сторителлинг: кому он нужен, форматы и примеры использования

Взгляните на картинку:

«И тогда Великая Мать сказала…»

Мужчина что-то рассказывает компании юношей. Скорее всего, это молодые воины, которые слушают истории об охоте, войнах с другим племенем или потустороннем мире.

В центре внимания сказитель, приковывающий к себе взгляды и помыслы самым естественным способом в мире: через рассказывание историй, или сторителлинг.

Что такое сторителлинг

По-русски — сказительство, а в дословном переводе с английского — рассказывание историй. Выдуманные истории мы видим в художественной литературе, когда читаем рассказы, повести и романы. В статье же поговорим про те истории для маркетинга и бизнеса.

Как маркетинговый инструмент, сторителлинг берет свое начало в 192 году из книги Дэвида Армстронга Managing by Storying around: A New Method of Leadership:

Даже в небоскребах найдется время для уютных посиделок у костра

Армстронг сфокусировался на решении проблем менеджмента через сторителлинг: ведь на самом деле лучше делиться с сотрудниками кейсами, чем читать им нотации, давать инструкции устраивать разбор полетов.

Но менеджерах сторителлинг, разумеется, не заканчивается.

Кому предназначен сторителлинг

Истории даже без целенаправленного использования нужны всем. За ними мы идем в кинотеатры, покупаем и читаем книги любимых авторов, смотрим интервью на YouTube и т.д.

Сторителлинг: форматы и примеры использования

Истории можно рассказывать везде и всюду, преодолевая время и пространство.

Вы смотрите на картинку, и у вас в голове показывается история про охоты первобытных людей на бизона

В контент-маркетинге сторителлинг встраивается в:

  1. Текстовый формат: статьи, интервью, обзоры, посты в соцсетях.
  2. Видеоформат: фильмы и мультфильмы, интервью, репортажи, рекламные ролики, рассказы о бреде и его потребителях.
  3. Аудиоформат: подкасты, аудиокниги.
  4. Графический контент: компьютерные игры, комиксы и графические романы, интерфейсы.

Разберем на конкретных примерах.

Социальные сети

В начале октября в паблике TeachLine вышел такой пост:

История, маркетинг и нативная реклама

Мы могли начать подробно расписывать преимущества и выгоды моего курса по сторителлингу, но вместо этого рассказали историю с героем, сюжетом в классической структуре «завязка-кульминация-развязка».

Комментаторы живот отреагировали на пост:

Сторителлинг пробивает брешь равнодушия

Блоги

Среди информационных статей, обзоров и подборок всегда найдется место хорошей истории.

Мой коллега и автор курса «Дзеноводство», Евгений Селезнев, написал о том, как он ведет 9 проектов на фрилансе и при этом еще помогает жене и увеличивает свой доход.

В этой подводке есть все для хорошей истории

Врезка про отцовство просто кричит, что дальше будет откровение, которое поможет сотням отцов-фрилансеров понять, как со всем этим справляться. Можно по-всякому относиться к озвученной проблеме — главное, что она есть и нашелся человек, который увлекательно рассказал о ней и как ее решать. Мне, дважды папе-фрилансеру, было интересно прочитать.

Электронные рассылки

Давайте честно: у вас, как и у меня 95% (я стараюсь щадить) писем не летит ни в какую корзину, а просто не читается.

А что, если в письме будут истории?

Текст, подкрепленный фотографиями — это комбо-сторителлинг!

Скажите, захотелось ли прочитать другие две истории? Если да — вам сюда.

Видео

Речь сейчас не про фильмы, хотя любое хорошее кино — превосходная история (вспомним Тарантино или Гая Ричи).

Компания Dove сняла ролик «Эскизы настоящей красоты», где показала женщинам, как они видят себя сами и как воспринимают себя сами.

По сообщению самой компании, в первые 12 часов после выхода ролика его посмотрели 50 миллионов раз. О самом бренде не сказано ни слова, только на последних секундах появляется логотип.

В нашей стране путём сторителлинга пошла компания «Дядя Ваня», которая отказалась от рекламы, а вместо этого снимает короткометражные фильмы, где ее продукции отводятся секунды экранного времени, в центре — люди и их отношения:

«Голос моря» — история о людях, ищущих счастье

Эффект у этих роликов такой силы, что люди в комментариях требуют, чтобы компания-производитель консервов (!) взяла на себя весь отечественный кинопром.

Комиксы

В детстве мы все их читали и были в восторге, будь то похождения черепашек-ниндзя, или же отечественные «Веселые картинки».

Они ищут здесь, что такое сторителлинг и как его применять

Но комиксы — не только сторителлинг для детей, но и взрослых. Чудеса не кончаются: мы видим текст и графику, проигрываем в голове сцены и целые фильмы. Попробуем прямо сейчас?

История. Маркетинг. Мудрость про откладывание дел

Настоящая же сила историй, реализованных в комиксе, в том, что здесь даже слова (ну почти) бывают не нужны:

История с открытым финалом

Компьютерные игры

Вы не ослышались. Это не только бессмысленные стрелялки, езда на автомобилях или и то и другое, как в серии игр Grand Theft Auto.

В 2001 году вышел Max Payne — игра про полицейского, у которого убили жену и ребенка. Кроме потрясающего сюжета и очень классной для тех времен графики здесь есть своя изюминка — кат-сцены в виде нуар-комиксов:

Вы не просто играете, а смотрите кино и проживаете с Максом его жизнь

У игры вышло два продолжения и был снят фильм с Марком Уолбергом в главной роли. К последнему создатели вообще могли не писать сценарий, а просто взять один в один оригинальную историю.

Подкасты

Как мы знаем, истории изначально слушали. Слушают и сегодня: например, у Storytel есть целых 27 подкастов, где они общаются с экспертами на разные темы:

Слушайте и не говорите, что не слышали

Истории везде и всюду

Сторителлинг — бездонная тема, и всего не рассказать в одной статье. Мы еще напишем о составляющих истории и техниках сторителлинга.

А сейчас вспомните, какую историю вы недавно увидели, услышали или прочитали и остались под впечатлением. Подумайте, почему так произошло, и напишите в комментариях.

Читайте также