Взгляните на картинку:
Мужчина что-то рассказывает компании юношей. Скорее всего, это молодые воины, которые слушают истории об охоте, войнах с другим племенем или потустороннем мире.
В центре внимания сказитель, приковывающий к себе взгляды и помыслы самым естественным способом в мире: через рассказывание историй, или сторителлинг.
По-русски — сказительство, а в дословном переводе с английского — рассказывание историй. Выдуманные истории мы видим в художественной литературе, когда читаем рассказы, повести и романы. В статье же поговорим про те истории для маркетинга и бизнеса.
Как маркетинговый инструмент, сторителлинг берет свое начало в 192 году из книги Дэвида Армстронга Managing by Storying around: A New Method of Leadership:
Армстронг сфокусировался на решении проблем менеджмента через сторителлинг: ведь на самом деле лучше делиться с сотрудниками кейсами, чем читать им нотации, давать инструкции устраивать разбор полетов.
Но менеджерах сторителлинг, разумеется, не заканчивается.
Истории даже без целенаправленного использования нужны всем. За ними мы идем в кинотеатры, покупаем и читаем книги любимых авторов, смотрим интервью на YouTube и т.д.
Истории можно рассказывать везде и всюду, преодолевая время и пространство.
В контент-маркетинге сторителлинг встраивается в:
Разберем на конкретных примерах.
В начале октября в паблике TeachLine вышел такой пост:
Мы могли начать подробно расписывать преимущества и выгоды моего курса по сторителлингу, но вместо этого рассказали историю с героем, сюжетом в классической структуре «завязка-кульминация-развязка».
Комментаторы живот отреагировали на пост:
Среди информационных статей, обзоров и подборок всегда найдется место хорошей истории.
Мой коллега и автор курса «Дзеноводство», Евгений Селезнев, написал о том, как он ведет 9 проектов на фрилансе и при этом еще помогает жене и увеличивает свой доход.
Врезка про отцовство просто кричит, что дальше будет откровение, которое поможет сотням отцов-фрилансеров понять, как со всем этим справляться. Можно по-всякому относиться к озвученной проблеме — главное, что она есть и нашелся человек, который увлекательно рассказал о ней и как ее решать. Мне, дважды папе-фрилансеру, было интересно прочитать.
Давайте честно: у вас, как и у меня 95% (я стараюсь щадить) писем не летит ни в какую корзину, а просто не читается.
А что, если в письме будут истории?
Скажите, захотелось ли прочитать другие две истории? Если да — вам сюда.
Речь сейчас не про фильмы, хотя любое хорошее кино — превосходная история (вспомним Тарантино или Гая Ричи).
Компания Dove сняла ролик «Эскизы настоящей красоты», где показала женщинам, как они видят себя сами и как воспринимают себя сами.
По сообщению самой компании, в первые 12 часов после выхода ролика его посмотрели 50 миллионов раз. О самом бренде не сказано ни слова, только на последних секундах появляется логотип.
В нашей стране путём сторителлинга пошла компания «Дядя Ваня», которая отказалась от рекламы, а вместо этого снимает короткометражные фильмы, где ее продукции отводятся секунды экранного времени, в центре — люди и их отношения:
«Голос моря» — история о людях, ищущих счастье
Эффект у этих роликов такой силы, что люди в комментариях требуют, чтобы компания-производитель консервов (!) взяла на себя весь отечественный кинопром.
В детстве мы все их читали и были в восторге, будь то похождения черепашек-ниндзя, или же отечественные «Веселые картинки».
Но комиксы — не только сторителлинг для детей, но и взрослых. Чудеса не кончаются: мы видим текст и графику, проигрываем в голове сцены и целые фильмы. Попробуем прямо сейчас?
Настоящая же сила историй, реализованных в комиксе, в том, что здесь даже слова (ну почти) бывают не нужны:
Вы не ослышались. Это не только бессмысленные стрелялки, езда на автомобилях или и то и другое, как в серии игр Grand Theft Auto.
В 2001 году вышел Max Payne — игра про полицейского, у которого убили жену и ребенка. Кроме потрясающего сюжета и очень классной для тех времен графики здесь есть своя изюминка — кат-сцены в виде нуар-комиксов:
У игры вышло два продолжения и был снят фильм с Марком Уолбергом в главной роли. К последнему создатели вообще могли не писать сценарий, а просто взять один в один оригинальную историю.
Как мы знаем, истории изначально слушали. Слушают и сегодня: например, у Storytel есть целых 27 подкастов, где они общаются с экспертами на разные темы:
Сторителлинг — бездонная тема, и всего не рассказать в одной статье. Мы еще напишем о составляющих истории и техниках сторителлинга.
А сейчас вспомните, какую историю вы недавно увидели, услышали или прочитали и остались под впечатлением. Подумайте, почему так произошло, и напишите в комментариях.
2024© Teachline
+7 (495) 118-39-56, E-mail: info@teachline.ru