+7 (495) 118-39-56

Soft и hard skills: что это такое? Как это применить в образовании?

Всем привет, и с вами снова англицизмы. К сожалению, без них опять не обойтись. Но постараемся разобраться, что они заключают в себе на этот раз и как перевести их на великий и могучий.

Soft and hard skills – что это, простыми словами?

Soft и hard skills – понятия из области педагогики и тренингов по профориентации. Они характеризуют группы навыков, необходимых человеку для работы. Это две взаимодополняющие категории, которые формируют вместе человека-работника.

История этих терминов начинается в США, в научно-исследовательских центрах, занимающихся разработками для армии. В середине XX века было выяснено, что навыки хорошего работника можно разделить на две группы: hard skills («жёсткие навыки», относящиеся к сугубо рабочим) и soft skills («мягкие навыки», умения, зачастую связанные с личностью человека).

Различия soft skills и hard skills с примерами

К hard skills относятся навыки, получаемые при использовании интеллекта. Это умения, которым обучают, и которые можно оценить. К примеру, это набор текста на клавиатуре. Можно научить человека печатать, а затем проэкзаменовать и узнать, сколько знаков он выдаёт в минуту, сколько при этом у него ошибок. «Жёсткие навыки» можно отточить до безупречности, если использовать мощные учебные программы. И их можно проверить, получив наглядные результаты в виде цифр. А цифры всегда проще анализировать. Эти навыки можно подтвердить дипломами об окончании образовательного учреждения, дополнительных курсов.

К soft skills, как к навыкам из области эмоций, можно отнести умение работать в команде. Этому сложно научить, так как нет достаточно чётких инструментов воздействия на навык, ибо вся его суть находится в области метафизики. Нет также и шкалы для оценки мягких навыков. Формирование soft skills, в большинстве случаев, происходит у каждого человека в качестве прикладных навыков. Тех, которые он получает в течение жизни, в соответствии со своими личностными характеристиками, которые и диктуют потребность в конкретных действиях. Формируются такие навыки медленнее, да ещё и не подтверждаются никакими документами. Нет никаких дипломов об окончании курса по командной работе или доброжелательности к клиентам. Точнее, курсы-то есть, но дипломы их не котируются, так как шкалы для оценки, как уже говорилось выше, не существует.

В общем, смело можем перевести на русский: hard skills и soft skills – это профессиональные навыки и личностные качества соответственно

Различия между soft и hard skills заключаются и в скорости развития навыков, и в инструментах, используемых для образования в разных направлениях.

Зачем знать про soft and hard skills?

Так зачем же делить навыки на две категории? Чтобы знать, что именно подтянуть и какими средствами. Чтобы не забывать о целостной оценке человека, пришедшего на собеседование. Часто работодатель в первую очередь смотрит на профессиональные навыки и забывает оценивать прикладные. Работник попадает в штат, и тут оказывается, что, будучи высококлассным специалистом, он не в состоянии объяснить коллегам задачи, которые перед ними ставит работа в паре с ним.

Вспомните, как тяжело работать с гиками, которые могут быть виртуозами в компьютерных делах, но не смогут внятно объяснить, как вам самостоятельно подключить мышку. Сложно работать с людьми «не от мира сего», а ведь у них всего-то не прокачаны soft skills – навыки общения и взаимодействия.

Что важнее – мягкие или жёсткие навыки?

Важнее всего гармония, как и в любом другом деле. Практически не существует работы, где компетенции специалиста ограничивались бы только hard skills или только soft skills. Грубо обобщая, можно выделить три типа деятельности, в которых поддерживается разный баланс профессиональных навыков и личностных качеств:

Итак, с категорией, к которой относится ваша деятельность, можно определиться, изучив этот список. Однако останавливаться на достигнутом не стоит, и причина тому – конкуренция. Из двух одинаково умных учёных-химиков успешнее продвинется в карьере тот, кто умеет общаться с руководством и работать в коллективе. А показатели продаж у менеджера, разобравшегося досконально в продукте, который он реализует, будут выше, чем у того, кто просто следует скриптам, даже если оба они хорошо ладят с людьми.

Читайте также