Маркетплейсы: чем отличаются от интернет-магазина, на чем зарабатывают и кому подходят
Развитие технологий не только меняет жизнь людей, но и открывает новые возможности для ведения бизнеса. Яркий пример этому — маркетплейсы. Что это и для кого, рассказываем в статье.
Что такое маркетплейс
Маркетплейсы — это торговая площадка, на которой представлена продукция от разных продавцов. Представьте рынок: там много палаток с разными или идентичными товарами. Вы ходите, выбираете продукт, который лучше представлен и с наилучшей ценой. Иногда прислушиваетесь к советам друзей (у кого лучше купить) или расспрашиваете продавцов о характеристиках товара. Сам рынок вам ничего не продает. Это делают продавцы, которые снимают там «закуток». Маркетплейс — тоже самое, но в онлайне.
Интернет-магазин — не маркетплейс. Он представляет собственный бизнес, владелец самостоятельно «раскручивает» сайт, привлекает трафик и так далее. Маркетплейс не ориентирован на конкретную компанию, а заинтересован в продажах в целом. Он диктует свои правила для продавцов.
Задача маркетплейса — привлекать трафик на платформу, обеспечивать продвижение товаров, увеличивать продажи продавцов и делать интерфейс сайта понятным и удобным.
Задача продавцов — загрузить информацию о продукте (фотографии, характеристики), поставлять его на склады маркетплейса.
Маркетплейсы зарабатывают на:
на комиссиях, логистике и хранении товаров. Каждый маркетплейс устанавливает свои правила для категорий продуктов. Вот, какие тарифы предлагает Wildberries для селлеров.
на рекламе и объявлениях. Платформы постоянно запускают акции и спецпредложения. Для участия в них нужно платить. Реклама на главной странице платформы, тоже платная.
на оплате за лид. Например, на Profi.ru клиент оставляет заявки, откликнуться на которые стоит денег.
Какие есть маркетплейсы
Маркетплейсы можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, какой тип продукта они предоставляют:
продажа товаров — Wildberries, Ozon, AliExpress, Amazon, Яндекс.Маркет, Сбер МегаМаркет и другие;
продажа услуг — биржи фрилансеров: FL.ru или Etxt, Booking, UBER, Яндекс Go;
продажа информации и нематериальных благ — Spotify, Twitch, Google Play или AppStore.
На рынок может выйти любой человек или бизнес. Но, заранее нужно изучить все плюсы и минусы, чтобы определить, выгодно это для вас или нет.
Преимущества:
продажи с нуля. Не нужно иметь собственный бизнес, сайт и даже свой товар, чтобы начать продавать на маркетплейсе. Нужно получить статус ИП или ООО, зарегистрироваться на платформе и закупить товар. Ну, и конечно, тщательно изучить всю информацию о работе маркетплейсов;
экономия времени и денег на доп.затраты. Так как платформы сами привлекают трафик и занимаются продвижением товаров, то не нужно тратиться на seo-специалистов, программистов и так далее. Также, не понадобится тратить время на раскрутку сайта, чтобы начать продавать;
быстрый выход на зарубежный рынок. Можно продавать на AliExpress, Amazon и других площадках;
лояльность клиентов. Каталогу товаров малоизвестного сайта пользователь могут не доверять. Если же ваш товар увидят на известном маркетплейсе, их доверие может повыситься. Кстати, платформы обычно занимают первые позиции в поисковой выдаче;
пассивная продажа. Не нужно думать о логистике (способах доставке товаров покупателям), отслеживать покупки, искать клиентов. Все, что нужно — заполнить карточку товара и поставлять продукт на склад.
Недостатки:
много конкурентов. Очень много. Часто пользователи ищут от самых дешевых и популярных товаров. Чтобы выйти на первые позиции, нужно иметь продукт с минимальной ценой или высоким рейтингом. Первый вариант для новичков самый реальный, но невыгодный;
комиссии и штрафы. Площадки взимают оплату за пользование маркетплейсов. Также могут брать штрафы. Например, за неправильную маркировку Wildberries взимает 150 рублей с одного товара. За 1000 таких — уже 150 000 рублей. Так можно и в минус уйти на ошибках;
блокировки. Если не соблюдать все требования площадки, то аккаунт или товары могут забанить.
Итак, преимуществ, конечно, много. Да и минусы не существенные — их можно избежать, если тщательно изучить всю информацию, включить перфекционизм и несколько раз проверять перед заполнением карточек и поставкой товара.
Остаются конкуренты — самое сложное. Вы должны знать «врага» в лицо, чтобы просчитать все риски. Например, если в вашей категории товаров уже представлен на платформе крупный известный бренд, который готов выкупать рекламу, имеет невысокую цену на продукт и высокий рейтинг — сможете ли его обойти?
##SUBSCRIBE_BLOCK##
Также, важно просчитать все риски. Разыграйте самый худший вариант — уйдете ли вы в минус и на сколько. Если при выходе на маркетплейс при наихудшем варианте развития события вы выйдете в ноль, то не страшно. Все, что вы потеряете — время.
Есть ряд направлений, которым точно не подойдут маркетплейсы:
скоропортящиеся продукты, например, торты (они не могут ждать своего часа на складах);
узкоспециализированные направления, например, источники бесперебойного питания (они затеряются среди продуктов массового потребления);
товары премиум-класса, например, бриллиантовое колье (ЦА просто не ищет такие изделия на маркетплейсах).