Система школьного образования в России сложилась в середине XIX века. За это время было много мелких исправлений, но в целом система осталась той же. Образование – это вообще очень консервативная среда, она не успевает изменяться, чтобы соответствовать требованиям времени.
Мы перевели и адаптировали статью футуролога Питера Диамандиса о том, какими должны быть начальные школы будущего, чтобы подготовить детей к взрослой жизни.
Я думаю, что уже относительно недалеко будущее, когда роботы и искусственный интеллект позволят любому из нас в возрасте от 8 до 108 лет легко и быстро находить ответы, создавать продукцию и выполнять задачи, просто озвучив вслух свое желание.
От идеи до производства за минуту. Короче, мы сможем сделать почти все, что захотим.
Почти так же, но круче. Нет, «Яндекс» не платил нам за размещение этого ролика
Какие знания будут самыми важными для наших детей в этом будущем, чтобы они могли добиваться успеха во взрослой жизни? И что самое важное в обучении наших детей сегодня?
Я считаю, что это призвание, любопытство, воображение, критическое мышление и настойчивость.
Я хочу поддержать своих пятилетних сыновей в поиске призвания или цели. Чего-то, что действительно интересно именно им. Точно так же, как программа «Аполлон» и сериал Star Trek повлияли на мою любовь к будущему. Именно они побудили меня учиться и действовать.
Итак, как будет выглядеть учебная начальной школы, учитывающая все эти пять основных принципов. Давайте посмотрим.
Для иллюстрации я расскажу о «курсах» или «модулях», но на самом деле это всего лишь элементы, которые будут сотканы вместе во время обучения.
Самую большую роль в моей жизни сыграло умение выразить мысли наиболее убедительно, чтобы привлечь на борт других людей. Именно это поддержало мой рост и движение вперед.
Способность рассказывать интересные истории и четко общаться позволили мне создать будущее, в котором я предприниматель и генеральный директор. Я не думаю, что такое обучение можно начать слишком рано.
Представьте себе мир, в котором ваши дети год за годом учатся формулировать и высказывать свои мысли по лучшим примерам устной и письменной речи. Возможно, для этого они будут смотреть лекции TED или, может быть, даже соберут свой собственный TEDx для детей. В конечном счете, речь идет о том, чтобы преодолеть страх публичного выступления и научиться говорить на публике.
Современная школа должна помочь нашим детям найти и изучить их призвание. Призвание – это величайший дар. Это источник интереса и волнения, оно уникально для каждого ребенка.
Ключ к поиску призвания – это впечатления. Нужно позволить детям узнать о карьерах и увлеченных взрослых. Раньше это было непросто: пришлось бы ездить на дальние расстояния и платить за это большие деньги.
Но в мире YouTube и виртуальной реальности дети спокойно могут познакомиться с 500 различными профессиями во время начального обучения. Я вижу, что дети рассказывают о своих новых карьерных мечтах каждый месяц, обмениваясь видео или VR, объясняя, что им в этом нравится и почему.
Эйнштейн классно сказал: «У меня нет особого таланта, я просто страстно любопытен». Любопытство у детей врожденное, но в течение жизни они много раз его теряют. Можно утверждать, что любопытство ответственно за все основные научно-технические достижения – люди стремились узнать истину.
Любопытство идет в комплекте с экспериментами и открытиями. Умением задавать вопросы, разрабатывать и тестировать гипотезы, повторять эксперименты до тех пор, пока не будет найдена истина. Я изучал самые успешные компании, от Google и Amazon до Uber. Их успех во многом связан с их неустанными экспериментами для того, чтобы выявить самые нужные продукты и услуги.
В этом модуле детям будут объяснять, что важно быть любопытным и дает им разрешение сказать: «Я не знаю, давайте выясним».
Кроме того, раз в месяц дети будут разрабатывать и выполнять действительно важные эксперименты. Представьте себе детей, которые изучают умение задавать вопросы, предлагать гипотезы, разрабатывать эксперименты, собирать данные и делать выводы.
Выполнение чего-то большого и значительного – это тяжелая работа. Вы можете просто сдаться, когда попадаете в тупик. Умение быть упорным – это часть научного подхода. И я считаю, что ему можно научить в раннем возрасте, особенно если речь идет о призвании ребенка.
Я представляю себе курс лекций, который каждую неделю изучает биографию великого человека и рассказывает о его упорном труде. Это будет история о людях, у которых сначала ничего не получалось, но они не сдавались и в конце преуспели.
Кроме того, я представляю себе сложные и довольно длительные эксперименты, которые будут учить детей не сдаваться.
В мире технологического прогресса понимать, как работают технологии, что они делают и какую пользу приносят обществу, по моему скромному мнению, критически важно для будущего ребенка. Технологии и программирование – это lingua franca завтрашнего дня.
Я представляю, что в этом модуле дети (соответственно возрасту) будут учиться через игры и примеры. Им расскажут о том, что такое вычисления, сенсоры, нейросети, искусственный интеллект, цифровые технологии, генная инженерия, виртуальная реальность и робототехника.
Цель не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы рассказать ребенку о новых инструментах и том, как он может использовать их в будущем. Идея в том, чтобы взволновать их ум и заставить работать воображение.
Эмпатия, способность понимать и разделять чувства других людей, признается одним из самых важных навыков для детей. Проводится много экспериментов для развития эмпатии у детей, но современные технологии дают возможность ускорить это обучение.
Виртуальная реальность – это не просто видеоигры. Художники, общественные активисты и журналисты видят в этой технологии потенциал для развития в людях эмпатии. VR может рассказать обо всем – от эпидемии Эболы до того, как жить в Газе.
Уже более десяти лет в лаборатории Бейленсона в Стэнфорде изучают, как VR может сделать нас лучше. Благодаря силе технологии добровольцы почувствовали каково быть Суперменом (чтобы почувствовать, каково это, быть полезным людям), коровой (чтобы задуматься об употреблении мяса) и даже кораллом (чтобы побеспокоиться о загрязнении океана).
Подобные экскурсии в виртуальной реальности гораздо эффективнее, чем традиционная социальная реклама.
Дать детям моральный ориентир не менее важно, чем развить у них эмпатию.
Вот пример игрового процесса, который могут проводить школы. Представьте небольшой городок на озере, жители которого в большинстве работают на заводе. Но завод загрязняет воду и убивает рыбу. Что делать?
Если завод закрыть, все потеряют работу. Если оставить, вся жизнь в озере погибнет. Разговор об этом поможет детям видеть мир во всей его сложности.
Понятно, что детям нужно учиться читать, писать и считать. Но как лучше всего получать эти знания? Мы все учились в классическом режиме с учителем у доски, книгами и домашними заданиями. Но такой подход давно устарел. Теперь его стоит заменить приложениями, играми и концепцией перевернутого класса.
Это концепция появилась в 2007 году, когда учителя Джонатан Бергман и Аарон Сэмс провели эксперимент, который назвали перевернутым классом.
Ученики смотрят видео-лекции дома, до прихода в класс. А в учебное время они проводят обсуждения и интерактивные занятия под руководством учителя.
Преимущества очевидны:
1. Дети слушают лекции в своем собственном темпе, просматривают видео снова и снова, пока не поймут все полностью. Или, наоборот, смотрят быстро, если все и так понятно.
2. Учитель присутствует, когда дети применяют свои знания на практике. Это помогает ему разобраться, понятен ли детям материал и соответственно корректировать процесс обучения.
3. 71 % учителей, которые занимались по технологии перевернутого класса, заметили улучшения оценок, 80 % сообщили об улучшении отношения учеников к предмету.
Мы должны поощрять детей к развитию творческих способностей с самого детства. Представьте, что дети изучают самые разные виды творчества: от музыки до инженерного искусства, и выбирают то, что им по душе.
Информатика в XXI веке важнее, чем любая другая дисциплина. А программирование – это инструмент информатики, как арифметика – инструмент математики.
Каждый школьник должен узнать, как создать алгоритм или простейшую программу, как работает Интернет. Даже если дети не все поймут, они хоть изучат основные понятия.
Не стоит забывать, что в современном мире самые большие зарплаты у программистов.
А еще программирование – это весело. Детям может понравиться создавать простые анимации или игры.
По сути, предпринимательство – это определение проблемы, разработка концепции ее решения и создание команды, которая превратит это видение в реальность.
Есть множество игр, которые научать детей основным навыкам предпринимательства.
Связанный процесс продаж – это способ убедить людей в ценности идей и продуктов, которые создает ребенок. Я считаю, что детей нужно учить продажам с самого раннего возраста.
Пусть создают в классах собственные компании и учатся в них работать.
Недавно я встречался в Китае с родителями, которые уделят большое внимание образованию детей. Некоторые из них обучают детей через игры.
Детям разрешено играть на планшете, но только по-французски. Желание ребенка пройти игру до конца ускоряет обучение.
Кроме того, есть виртуальная реальность. Мы знаем, что полное погружение – лучший способ выучить язык. Семестр в Италии или Франции, и вы бегло говорите на языке. Но что делать восьмилетним детям?
Представьте себе модуль, в котором дети проводят время в Италии, общаются с виртуальными персонажами, управляемыми искусственным интеллектом, которые учат их языку и культуре других стран.
В течение ближайших десятилетий технологии могут кардинально изменить всю систему образования. Дети смогут учиться быстрее и эффективнее.
VR и AR, нейросети, 3d-печать, датчики и сканеры, нейросети и многое другое. Если все это внедрить, образование может стать действительно захватывающим и эффективным.
С другой стороны, мы идем в мир экономики знаний. В нем нашим детям придется быть намного более образованными, чем мы.
А значит, у них будут и новые вызовы, нам незнакомые. Детям придется учиться справляться с неудачами, жить в мире, где всего слишком много, испытывать такое давление, которое нам даже сложно себе представить.
И хочется верить, что школа поможет детям подготовиться к этому будущему.
2024© Teachline
+7 (495) 118-39-56, E-mail: info@teachline.ru