Пойти сегодня к друзьям, остаться дома или записаться на курсы испанского? Ваш мозг примет решение еще до того, как оно сформируется в сознании. Если говорить совсем просто, то большинство выборов в своей жизни делаем не мы, а совокупность привычек, правил, эмоций и других факторов. Как эта «нейролотерея» работает и можно ли ее изменить?
Сотрудники Нью-Йоркского университета нейробиолог Пол Глимчер, биолог Кенвей Луи и Райан Вебб, специалист Школы менеджмента университета Торонто провели несколько исследований, которые определили модель поведения людей, столкнувшихся с выбором.
Ученые утверждают, что механизм принятия решений работает с «усреднением» или аналитической нормализацией поступающей в мозг информации, упрощающей выбор.
Далее мы можем дать себе возможность сделать другой выбор, но придется задуматься, сосредоточиться, найти мотивацию.
Американский ученый Бенджамин Либет в 80-х годах прошлого века доказал, что на выбор мозг тратит от 2 до 10 секунд, кроме того, решение мозг принимает за 6 секунд до того, как оно сформируется в ваших мыслях.
Чтобы освободить сознание от запредельной нагрузки (в день человек принимает несколько сотен тысяч решений, больше чем по 1 в секунду), нейроны чаще самостоятельно делают выбор. Поэтому мы, не задумываясь, идем по тем же самым дорожкам, по которым ходим на работу последний год; отвечаем теми же фразами; испытываем симпатию, если встречаем человека, похожего на нашего друга или любимого.
Это простое объяснение механизма принятия решений. Хотите дополнительно изучить исследования или более полно разобраться в ситуации, прочитайте работы «отца» нейроэкономики:
Но только ли предыдущий опыт, положительные эмоции и гормоны влияют на работу нейронов и принятие решений в любой сфере человеческого существования?
Абсолютное большинство людей – конформисты, это связано с многовековыми социальными установками, которые диктуют возможность беспроблемного выживания в группе и только в ней. А чтобы оставаться в группе и не быть изгнанными, нужно подчиняться мнению большинства и принимать решения, приемлемые для данного социума.
У мозга есть даже отдел, отвечающей за возможность не спорить, а адаптироваться, принимать ситуацию. Это цингулярная кора, она больше латеральной части гипоталамуса, которая отвечает за принятие быстрых решений на основе эмоций и опыта.
Думаете, что к вам эта статистика не относится? Вы попали приметно в 90% всего количества читающих текст. Это тоже часть конформизма, желание отличаться от других в лучшую сторону. Нонконформист принял бы эту информацию к сведению, без оценки.
Под группой может подразумеваться любое объединение людей. Лучше всего, на примере рабочей группы (коллектива), возможность принятия несвойственных человеку решений показал эксперимент Милгрэма. Во время испытания участника заставляли бить током другого человека (подсадную утку), объясняя это рабочей необходимостью и чистотой эксперимента. 26 участников из 40 готовы были переступить через собственные принципы и убеждения в угоду рабочему социуму или авторитету испытателя.
Конечно, такие результаты негативно воспринимаются нами, в силу социальных установок, но и в древние времена, и сегодня желание быть в группе помогает выжить, адаптироваться и комфортно сосуществовать с окружающими. Есть только одна проблема.
Многочисленные медицинские эксперименты и опыты в области нейробиологии, психологии, психиатрии дали ученым знания о работе человеческого мозга под влиянием внешних факторов и эмоций. А значит, и способность манипулировать сознанием человека в своих целях. Так появилась новая наука.
Нейроэкономика существует на пересечении нейробиологии, психологии, экономической теории. С помощью нейроэкономики выстраивают успешные экономические модели, опираясь на исследования мозга и поведенческих факторов.
Если обманывают в магазине, то вы расстраиваетесь, а вы знаете, как часто там обманывают ваш мозг?
Почему в отделе продуктов пахнет свежим хлебом, а самые непродаваемые товары располагаются на уровне глаз? Почему в детском отделе полки ниже и там стоят игрушки, которые ребенок может взять в руку? Почему в рекламе мужских товаров чаще появляются красивые женщины, чем успешные мужчины?
Потому что так вашему мозгу «помогают» принять нужное решение, провоцируют нейроны на положительные эмоции, задействуют прошлый опыт. 2 секунды – и вы уже кладете в корзину ненужный шампунь или коробку конфет. И так не только в магазинах.
Как повлиять на собственный выбор? Все просто, отбросьте мысли о силе воли, хороший нейромаркетолог «справится» с ней комбинацией «цвет-запах-звук-прикосновение» или правильным текстом.
Если вы хотите принимать собственные решения в любой области, дайте себе больше 6 секунд на размышление. В этом случае гипоталамус и цингулярная кора «отпустят» решение на уровень сознания, и вы сможете сделать рациональный и правильный выбор.
Иногда времени потребуется больше, если есть факторы, которые задействуют ваши эмоции (маркетинговые уловки, плач ребенка, уговоры близких). В этом случае, постарайтесь отстраниться от ситуации, отойти в сторону, побыть в тишине и найдете решение.
Ну, а в магазины или другие организации, требующие траты средств или времени, лучше ходить со списком (покупок, вопросов, требований, предложений), составленным на «холодную» голову, и не отступать от него.
2024© Teachline
+7 (495) 118-39-56, E-mail: info@teachline.ru