Сейчас речь не о мотивации. Она заслуживает отдельной статьи. Поговорим о более тонких вещах.
Есть в области ваших занятий какая-то часть, которая вам особенно нравится? Любимое правило в иностранном языке, любимый алгоритм в программировании или любимое упражнение в бодибилдинге?
Скорее всего, это то, что вы уже поняли, выучили и отрепетировали.
Вообще, это хорошо. Избыточное повторение ведет к автоматизму. Скажем, если часто повторять какую-нибудь фортепьянную композицию, то в ответственный момент, во время концерта, когда от волнения пропадает возможность соображать, пальцы сыграют ее самостоятельно без участия сознания.
Но в обычных ситуациях избыточное повторение хорошо усвоенного материала только вредит. Оно не только бессмысленно отнимает время, но и приводит к ложному чувству собственной компетентности.
То, что вы научились анализировать целевую аудиторию, не означает, что вы стали грамотным интернет-маркетологом.
Важнее всего изучить не то, что получается легко, а то, что дается тяжело.
Это особенно важно, если вы учитесь самостоятельно и знания ваши некому контролировать. Когда вы заканчиваете курс обучения, убедитесь, что действительно освоили все его части. Быть недоучкой с иллюзией собственной компетентности – опасная ловушка, из которой сложно выбраться.
Это связанная проблема. Вам кажется, что задачу можно решить только одним-единственным способом.
На самом деле способов может быть много, а решение часто находится совсем не там, где вы его ищете.
Особенно это актуально для творчества, где решения не бывают правильными или неправильными, а только более или менее удачными. С другой стороны, в точных науках можно вообще не получить никакого результата, если использовать неверный метод.
Бороться с зацикливанием просто: не зацикливайтесь. Используйте разные подходы, разные примеры решений задач.
Допустим, вы средневековый монах. Верите, что Земля неподвижна и находится в центре вселенной. И тут Галилей такой:
В наше время людей и книги на кострах не сжигают, но косность – неспособность воспринимать новую информацию, если она противоречит нашим прежним установкам, – никуда не делась.
Самое интересное, что нельзя сказать, косный вы человек или нет, пока не столкнетесь с идеей, противоречащей вашим имеющимся знаниям.
Вы, кстати, в курсе, что глутамат натрия безвреден, от боли в горле лучше всего спасает мороженое, а вращение обруча не помогает похудеть? Меня, например, эта информация в свое время шокировала.
Но обычно знания не бывают такими радикально новыми. Они, скорее, дополняют существующую картину мира, а не опровергают ее.
Вообще, косность – это защитный механизм нашего сознания. Она помогает нам не верить мошенникам, рекламе и откровенному вранью. Но когда вы учитесь, она здорово мешает.
Кстати, тема борьбы с косностью тоже заслуживает отдельной главы.
В 1962 году философ Томас Кун выпустил книгу под названием «Структура научных революций». В ней он пришел к выводу, что самые глобальные научные открытия чаще всего совершают либо очень молодые люди, либо те, кто изначально занимался другой дисциплиной.
Это вот к вопросу косности. Люди, изучающие что-то очень долго, обычно полностью уверены в своей правоте. Им не приходит в голову взглянуть на проблему иначе.
К сожалению, с этим не так-то просто справиться. Идея в том, чтобы относиться к обучению не как к получению новых истинных знаний и построению единственно верной картины мира, а как к постоянному разрушению и пересмотру того, что вы знали раньше.
Не стоит тратить время и силы, доказывая чью-то неправоту. Скорее лучше узнать, почему он считает себя правым, какие приводит аргументы и есть ли в них смысл. Особенно если речь идет об образовании.
2024© Teachline
+7 (495) 118-39-56, E-mail: info@teachline.ru