Коммерческий автор: личный опыт в профессии
+7 (495) 118-39-56

Честно о профессии «коммерческий автор»

Пару слов от создателя статьи

Мне легко говорить о том, кто такой коммерческий автор. Два года как я пишу для разных блогов и могу рассказать о профессии многое, если не все. Не претендую на истину в последней инстанции, но в первой – точно. Поехали.

Чем занимается коммерческий автор

Для одной из статей я разработал ментальную карту видов контента:

Все богатство контента в одной ментальной карте

Коммерческий писатель пишет все, что входит в ветку «Текстовый контент» и часто занимается тем, что входит в другие ветки. Проще говоря, этот специалист создает информационные тексты:

Часто приходится работать над созданием нестандартного контента. Я, например, делал генераторы названий для статей, тесты и даже писал стихотворения про интернет-маркетинг.

Не путать с копирайтерами!

Часто таких специалистов (и они сами себя) называют копирайтерами, но если строго подходить к вопросу, копирайтеры пишут рекламные и продающие тексты.

Это вовсе не значит превосходство одних над другими. Вот так метко об этом сказал мой коллега, Дмитрий Дементий, в своем посте:

Все профессии важны, все профессии нужны!

Коммерческий автор и тексты

Написание статьи состоит из нескольких этапов. Я вкратце расскажу о каждом из них, потому что именно здесь отражена суть работы коммерческого писателя.

Поиск и утверждение темы

Коммерческое писательство подчинено интересам целевой аудитории. Выбирайте востребованные темы и не бойтесь написать хуже, чем остальные. Пусть сейчас в интернете много качественного контента, принцип «небоскреба» еще никто не отменял. Изучите материалы конкурентов и напишите текст, где будет все, что есть у них, и немного больше.

Сбор материалов. Фактура и экспертиза

Запрашивайте данные у клиента (брифование или интервью – лучший способ получить желаемое) и ищите информацию в сети (сайты, форумы, чаты, документы). Лучше всего, когда информация получена из обоих источников: клиент что-то может недосказать, а поиском вы добудете сведения, которые не соответствуют или не полностью соответствуют реальной картине.

Проверяйте факты!

Проводите фактчекинг по всему тексту: любые ссылки на исследования должны быть ссылками на первоисточник, а не сайт, который их перепечатал в десятый раз. Все, что может показаться читателю спорным, покажется спорным. Если вы это не обоснуете, будьте готовы к обвинениям в отсебятине, передергивании фактов или откровенной лжи. Как результат – потеря доверия аудитории и читателей.

В статье «Эффект Google: стали ли мы глупее из-за технологий?» приводится ссылка на источник. При переходе на него вы можете увидеть ссылку на первоисточник

Собирайте экспертные мнения!

Эксперты делают вашу статью ценным материалом, а не просто набором авторских мыслей. Здесь кроется опасность – если брать мнение, то не у одного эксперта, потому что оно может оказаться неполным, очень субъективным или вообще ложным. Чем больше экспертов (в разумных пределах, разумеется), тем лучше:

три эксперта, три разных, равноценных мнения экспертов о нейминге для компаний

Написание

Компонуем в единый текст собранные мысли, идеи, данные, экспертные мнения и все, что вы решили включить. Вы пишете блоки текста, не забывая делить их на абзацы, расставлять заголовки и перемежать текстовые блоки с иллюстрациями (фотографиями, рисунками, графиками), таблицами и видео.

Об этом подробнее:

  1. Иллюстрации. Да, вы – коммерческий писатель, а не иллюстратор. Тем не менее, нужно учиться находить качественные (в нормальном разрешении), уникальные (не первые же фото со стоков) и релевантные (котятки – это хорошо даже в маркетинговой статье, если они там к месту) изображения.
Пример иллюстрации курса «Коммерческий автор» от TeachLine

Вот как может выглядеть фотография в статье:

Моя книжная полка книг по копирайтингу. Фото делалось на не самый плохой цифровой аппарат
  1. Таблицы. Размещенные в них данные наглядны:
В табличной форме информация воспринимается лучше, чем если ее как множество маркированных или нумерованных списков
  1. Видео. Просто так взять код с YouTube и вставить его в тело статьи – плохо. У видео должен быть окружающий его текст, который пояснит, что вы сейчас будете смотреть:
Фрагмент статьи «Развивающие мультфильмы для взрослых». Текст описывает, что будет в видео

«Тюнинг»

Название условное, но хорошо отражает. В написанном материале вы должны прописать

  1. Мета-теги: заголовок статьи (Title), название (H1) и описание (Description) статьи.
  2. Заголовки (Title) и описания для изображений (Alt). Сделайте их, и изображения из вашего материала попадут в «картиночные» сервисы «Яндекса» и Google.
  3. Ссылки. Лучше, чем Максим Ильяхов, пока никто не написал, как ставить ссылки.
  4. Врезки в статье. Цитаты или ключевые смысловые моменты должны отличаться от остального текста:
Врезка-цитата из статьи «Десять принципов креативности для любого человека»
  1. Анонс (как внешняя подводка) и лид-абзац (внутренняя подводка). Они в значительной степени (порой ТОЛЬКО они) определяют, станет ли человек читать ваш материал или перейдет ли он по ссылке.

Сдача на редактирование

Я вижу идеальную схему так:

Редактор проверяет статью → отдает материал на правки → вы переделываете и сдаете повторно → редактор проверяет. Если все хорошо → статья идет в публикацию. Если нет то…

Будут правки!

Текст моего поста проиллюстрирует суть раздела:

неизменный цикл проверки текстов

Здесь остановимся подробнее.

Автор и редактор

В идеальном, или нормальном мире, они работают сообща. В неидеальном, а часто в реальном – воюют.

Я скажу так: без грамотного редактирования ваши статьи слабее в любом случае. Редактор сглаживает шероховатости, добавляет смыслы, убирает лишнее.

Редактор – это человек, который в известной мере учит писателя, воспитывает его... В наше время обязанность редактора – помогать начинающему писателю – особенно ясна... Не говоря о том, что редактор должен знать больше писателя, он должен непрерывно учиться своему делу.

М. Горький

Часто он может проехаться по вашему самолюбию и снести корону вместе с головой. Это метафора, но лишь отчасти. Бывает, что после интенсивной работы получается два негативных результата:

  1. Статья не написана, потому что автор устал от правок и бросил ее доработку.
  2. Статья написана, но редактор устал ее править и не получать нужный эффект. Статья не опубликована.

Да, еще один исход: статья написана и опубликована, но автор с редактором решили не продолжать сотрудничество. Да, бывает и такое.

Когда я думаю о смерти, то самое приятное – думать, что уже никакие редактора не будут тебе досаждать, не потребуются переделки и не нужно будет записывать какую-то чепуху, которую они тебе говорят, и не нужно дописывать. Что же касается будущих моих редакторов, «полного», то черт с ними, так им и надо.

Иванов Вс. Переписка с А. М. Горьким; Из дневников и записных книжек

О многом нужно договариваться «на берегу»: о теме материала, его плане, сроках подготовки и дедлайнах, об оплате. По личному опыту скажу, что человеческий фактор – чуть ли не самое важное в работе этих двух людей. Будь они трижды специалистами, но если нет нормального человеческого отношения, начнутся срывы, ссоры из-за любых правок с предсказуемым финалом.

Автор и клиент

Привожу мнение своей коллеги, Виктории Кучиновой:

Допустим, с редактором все сложилось. Даже если ваш текст идеально написан и вычитан, это еще не все. Осталось победить Большого Босса, то есть, конечно, понравиться главному человеку – Клиенту. Тому, для которого и пишется текст.

Тут надо понимать две вещи:

  1. Клиент вам не враг. У него нет задачи раскритиковать, обмануть, не принять текст. Если ему не нравится, значит, вы не решили его задачу и не помогли его бизнесу. Как правило, таких задач немного: продать товар, заявить о себе, выделиться среди полчищ конкурентов.
  2. Клиент часто не разбирается в маркетинге, продажах и уж точно – в написании текстов. У автора знаний априори больше, а значит, нужно использовать их по полной. Не писать просто потому, что пишется, не упиваться красивым слогом, а решать задачи бизнеса. Словом, смотрите пункт 1.
  3. Чтобы правильно понять задачу и наладить с клиентом долгосрочное сотрудничество – пишите бриф, созванивайтесь и списывайтесь. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы! Так вы точно поймете, что от вас требуется.

Я согласен на 100 %. Переходим к самому животрепещущему…

Гонорар

Крупные агентства и многие клиенты выплачивают гонорары, исходя из ценности конкретной единицы контента, а не из расчета цены за тысячу знаков без пробелов (чаще всего я встречал вилку от 100 до 300 рублей за 1000 ЗБП).

Первый подход, считаю, намного умнее второго. Смотрите: небольшая заметка может обеспечить массовое обсуждение и неимоверное количество репостов, а серьезный аналитический материал покажет куда более скромные показатели:

Всех живо волнует будущее Facebook

А вот тут очень слабый читательский отклик:

Выходит, мало кому интересна реклама в YouTube, пусть и нативная…

Как стать коммерческим автором

Вижу два способа:

  1. Практический. Вы устраиваетесь автором блога в агентство или берете удаленные заказы на написание статей. Обучение идет на лету, вы получаете деньги за свою работу. Недостаток только один, но он критический: если не будет хватать знаний, очень скоро объемы заказов, гонорары и доверие к вам упадут до нуля.

Отсюда второй способ:

  1. Теоретический. Читаете профильную литературу и ищете нужную информацию в интернете, а при желании учиться системно – записываетесь на курсы.

Только!

Успех в профессии = ваше личное стремление + полученные знания и…

Секретное оружие коммерческого автора

Прочитайте цитату:

«Главное качество хорошего автора – крепкая задница», как говорил мой преподаватель в Литинституте.

Денис Савельев, генеральный директор TexTerra

Вы ведь все поняли, не правда ли? Действуйте!

Читайте также